18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Раскрась Альгамбру воображением

№70
Материал из газеты

Новое исследование гранадской Альгамбры — высшего достижения мавританского искусства в Западной Европе

По утверждению Ольги Буш, «исследования Альгамбры разнесены по разным дисциплинам, тогда как опыт тех, кто уже прошел часть исследовательского пути и остановился на постройках периода правления династии Насридов, говорит о том, что изучение должно быть комплексным». В основе книги лежит идея воссоздания «единой Альгамбры». Самое важное в этом процессе — воображаемое восстановление цвета сооружений, традиционно считавшихся неокрашенными. Но полихромность Львиного дворика вызывает шок!

Автор опирается на оптические теории Ибн аль-Хайсама (Аль-Хасана на Западе) и современные теории восприятия. В предлагаемой системе существенную роль играет эпиграфика: не только обычные молитвенные надписи, но и сочетание их с поэтическими образами, где неодушевленные предметы говорят от первого лица — так Альгамбра обращается к нам своим голосом, заставляющим трепетать.

Принятие Ольгой Буш теорий заранее спланированной комплексной гео­метрии, где все основано на единичном «корневом» элементе, не вызывает особого восторга. Также автор присоединяется к хору историков искусства, обсуждающих «некое созерцание». Однако воссоздание процессов паузы, созерцания и толкования, происходивших в уме средневекового мусульманина, — занятие сродни погоне за радугой.

Эти идеи почерпнуты из работ старейшего исследователя Альгамбры Антонио Фернандеса-Пуэртаса, но сокращены почти до неузнаваемости. Впрочем, Ольге Буш удается восстановить тонкую обогащающую контекстуальную культуру этого памятника и тем самым внести оригинальный вклад в жанр «Альгамбра».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+