18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Последний мастер большого стиля, последний скульптор французской империи

В Музее Орсе открывается ретроспектива Жан-Батиста Карпо, главного выразителя стиля Наполеона III.

Сегодня туристу или местному жителю, пробегающему мимо исторического здания Парижской оперы, невдомек, какие нешуточные страсти кипели при его строительстве два века назад. Взять хотя бы скульптурную композицию Танец (1865–1869) Жан-Батиста Карпо, венчающую один из углов главного театра Франции. Ну нагой андрогин с бубном, ну растрепанные вакханки вокруг, ну амур у них в ногах, сам не свой от этой сладострастной пляски. Подумаешь! Но в 1869 году консервативная часть общества проклинала скульптора и требовала незамедлительно убрать эту непристойность с фасада Opéra de Paris.

Завсегдатаи Оперы отказывались впредь посещать ее спектакли, другие забросали Танец бутылками, наполненными чернилами. А французская императрица Евгения, увидев не только скульптурную группу, но и само завершенное здание театра, воскликнула: «Какая отвратительная посредственность! Нет никакого стиля — ни греческого, ни римского!» На что архитектор Шарль Гарнье, сполна наслушавшийся про свое китчевое детище, спокойно ответил: «Это стиль Наполеона III, мадам». Стиль Второй империи, богатой, пышной, светской, построенной Гарнье, вальсирующей под Оффенбаха. Что касается судьбы Танца, то его сегодня заменили копией на фасаде, а сам оригинал перенесли в Лувр, тем самым окончательно признав его художественные достоинства. Сын простого каменщика из Валансьена, Жан-Батист Карпо (1827–1875) стал одним из главных творцов при императорском дворе. «Скульптор улыбки» и «художник движения» — так чаще всего называли официального портретиста Наполеона III и автора знаковых парижских монументов эпохи (помимо скандального Танца, ему принадлежат рельеф Триумф Флоры (1863–1866) в саду Тюильри и фонтан Четыре части света (1867–1872) в Люксембургском саду).

Впрочем, жаловали Карпо только при дворе; коллеги по цеху и пресса никогда не разделяли ни его стремления к живописной лепке формы, ни его одержимости движением. В 1854 году за свою скульптурную группу Гектор вверяет своего сына Астианакса покровительству отца богов он получил престижную Римскую премию, которая позволяла художникам проходить стажировку в Риме на вилле Медичи, где и ныне находится Французская академия — рай для чиновников на пенсии и молодых художников. В Риме Карпо не только изучал классическую скульптуру, но и создал, вдохновляясь ею, композицию Уголино и его дети (1857–1860).

Итальянцы ее вознесли, французская столица — презрела. Выставленная в 1863 году в парижском Салоне, она вызвала, как позже и Танец, ожесточенную критику. Карпо упрекали в неуважении к академическим стандартам, согласно которым скульптура не может быть столь «многолюдной», упрекали в выборе спорного с точки зрения многих персонажа из 33-й песни Ада Данте, — свергнутого правителя Пизы графа Уголино делла Герардеска, за свои преступления приговоренного вместе с детьми и внуками к мучительной голодной смерти.

Но скульптор не реагировал на критику, тем более что монархам его работа пришлась по вкусу. «Я хотел передать самые жестокие страсти и объединить их с самой мягкой нежностью», — напишет Карпо своему другу. После этого скандала мастер оставил попытки найти понимание в академических кругах и до конца своей непродолжительной (около 15 лет) карьеры предпочитал ориентироваться исключительно на вкусы своего заказчика — императора и его окружения. Ретроспектива Жан-Батиста Карпо в Музее Орсе, собравшая почти 160 его произведений (скульптуру, включая портретные бюсты, и рисунки) — первая с 1975 года, — славное и немного горькое напоминание нынешней Франции о ее былом процветании и блеске во времена Второй империи.
Музей Орсе
Жан-Батист Карпо, скульптор для империи

Париж
24 июня — 28 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+