18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Подлинно аристократическая коллекция

В Москве откроется выставка фламандских мастеров XVII века из собрания князя Лихтенштейнского

С инициативой проведения выставки к 20-летию установления дипломатических отношений между Россией и Лихтенштейном выступил княжеский дом, предложив определить ее формат и состав самому музею. Коллекция, которая хранится в замке-резиденции в столице княжества городе Вадуц и в Лихтенштейнском дворце в Вене, широко известна благодаря музейному уровню входящих в нее произведений и тому, что последние 30 лет ее показывают по всему миру. Так, часть картин прибудет в Москву из Шанхая, где проходила выставка 100 произведений фламандской живописи XVI–XVII веков и выполненных по ним гравюр и шпалер.

О концепции московской выставки рассказывает заведующий отделом искусства старых мастеров Вадим Садков. «Мы решили пойти по другому пути: взять, c одной стороны, наиболее цельный раздел и наиболее значительный, с другой — фламандские живописцы XVII века во главе с Рубенсом, поскольку в собрании князя Лихтенштейна одна из лучших в мире подборок этого великого мастера. Это очень интересная коллекция, позволяющая представить различные этапы его творчества и жанры, в которых он работал».

Кроме того, московская выставка представит и «лицо» этого собрания, его отличие от других частных собраний. «Это аристократическая коллекция, которая уходит корнями в XVII век и продолжает комплектоваться. То есть это живой организм, в отличие от, скажем, собрания Галереи Дориа — Памфили, которая ничего не покупает», — говорит Садков. Первым собирателем, заложившим основу будущей блистательной коллекции, стал Карл I фон Лихтенштейн (1569–1637). С тех пор она неустанно пополнялась каждым следующим поколением княжеской семьи.

С лихтенштейнским собранием ГМИИ связывают давние отношения: в 2009 году в музее прошла выставка
«Бидермайер. Австрийское искусство XIX века из коллекции князя Лихтенштейна», а к 100-летию ГМИИ, который отмечался в 2012 году, из этого собрания был привезен «Портрет Марии де Тассис» (около 1629) Антониса Ван Дейка, включенный и в нынешнюю выставку. Всего же там будет 55 произведений. Костяк экспозиции составят 19 работ Рубенса, в числе которых такие хрестоматийные, как «Портрет Клары Серены, дочери художника», «Венера перед зеркалом» и «Нахождение младенца Эрихтония». А одна из картин мастера — «Марс и Рея Сильвия» (1616/1617) — будет представлена на разных этапах ее создания: эскизом к картине, самой картиной и вытканной по ней шпалере. Помимо Рубенса, на выставке будет также десять работ Ван Дейка и три — Якоба Йорданса, а также произведения Франса Снейдерса, Давида Тенирса Младшего и Брейгелей, Старшего и Младшего. За редким исключением, все эти шедевры окажутся в Москве впервые. По словам Вадима Садкова, ГМИИ своим выбором произведений постарается также показать «двуединую природу фламандской живописи: с одной стороны, это большие декоративные, необычайно красочные произведения Рубенса и его круга, с другой — маленькие, тщательно выписанные картинки, предназначенные для коллекционеров».

К выставке выйдет и каталог со статьями коллектива авторов как со стороны Лихтенштейна, так и ГМИИ, включая эссе Вадима Садкова о его атрибуции одного из произведений коллекции — «Изображение галереи коллекционера». Ранее оно приписывалось кругу Франса Франкена II, но, как удалось доказать, на самом деле принадлежит кисти Корнелиса де Байо.

ГМИИ им. А. С. Пушкина
Рубенс, Ван Дейк, Йорданс…
Москва
19 июня — 11 сентября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+