18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Придворный портретист Сергей Зарянко

№69
Материал из газеты

Небольшая выставка, подготовленная к 200-летию со дня рождения художника, проходит в Третьяковской галерее

Сын бывшего крепостного крестьянина Сергей Зарянко (1818–1871) дослужился до звания профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Азам мастерства он учился у Алексея Венецианова, от которого унаследовал умение гладко писать, трепетно относясь к фактуре. Сергей Константинович начинал с изображения интерьеров. Его интерьеры Зимнего дворца были отмечены наградами, а за картину «Внутренность Морского Никольского собора» он получил звание академика. Сегодня интерьеры Зарянко завораживают фантастическим вниманием к деталям, каждая из которых выписана до совершенства — от тканей до паркета. Однако прославился он все же благодаря портретам. И здесь он оставался непревзойденным мастером изображения фактуры. Ему удавалось передать тонкость кружев, блеск атласа, бархатистость кожи, пушистый мех, как никому другому. Вершиной его мастерства стал портрет графа Федора Петровича Толстого, о котором современник писал: «В глазах живая влага, выпуклость — эти глаза смотрят. Рука совершенно отделилась от холста». Именно Зарянко доверили написать портретную галерею царской семьи. 

Он был и прекрасным педагогом, среди его учеников — Константин и Владимир Маковские, Василий Перов, Дмитрий Прянишников, Василий Пукирев. Под конец жизни живопись Зарянко вышла из моды, стала неактуальной. Однако сегодня на небольшой выставке, подготовленной к 200-летию со дня рождения художника, его портреты  — а их на выставке десять — смотрятся очень даже интересно.   

Государственная Третьяковская галерея
Сергей Зарянко. К 200-летию со дня рождения
До 20 января 2019

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+