18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Черный квадрат» получил цифровое факсимиле

№69
Материал из газеты

В Третьяковской галерее картину Казимира Малевича исследовали по новейшей технологии: сканировали поверхность в формате 3D и сделали полную рентгенограмму

Сразу нужно сказать: на этот раз никаких сенсационных открытий не случилось. Вот три года назад, когда в результате исследований «Черного квадрата» удалось расшифровать три слова, написанных карандашом поверх красочного слоя белил, как «битва негров» и «ночью», — вот тогда, да, на публику обрушилась лавина статей. 

Новое, только что закончившееся, исследование двух «Черных квадратов» Малевича, находящихся в Государственной Третьяковской галерее (первый вариант 1915 года и авторское повторение 1929-го), — часть плановой работы отдела комплексных исследований по изучению коллекции и созданию так называемого банка эталонов, содержащего максимально полные сведения о произведениях музейного фонда. Заведующий отделом Юлиан Халтурин считает, что Третьяковка здесь работает на уровне ведущих европейских музеев. Он подчеркивает, что новые направления: использование современных технологий, крупные исследовательские проекты, создание по их результатам базы данных — вошли в практику отдела в последние годы.

Но «Черный квадрат», самое знаменитое в мире произведение русского искусства, и в этих исследованиях стал лидером и пионером. В результате сотрудничества музея и испанской организации Factum Arte Foundation for Digital Technology in Conservation создан уникальный продукт — цифровое факсимиле картины. В нем соединены четыре слоя изображения всей живописной поверхности полотна: цветная съемка в высоком разрешении, сканирование поверхности в формате 3D, рентгенограмма и съемка в отраженных инфракрасных лучах. Все слои можно просматривать и по отдельности, и комбинируя их друг с другом. Что позволяет наилучшим из доступных сегодня способов следить за сохранностью картины, детально отмечая все изменения в ней.

Цифровое факсимиле создано для двух «Квадратов», но в пристальном наблюдении, естественно, больше нуждается первый вариант. Он старше и написан, как выяснили ранее, по уже существовавшей супрематической композиции.

С предложением провести 3D-сканирование в музей обратился основатель Factum Arte Foundation Адам Лоу. Его фонд — некоммерческая организация, он занимается цифровой записью объектов культурного наследия, сотрудничал со многими музейными и художественными институциями. На вопрос, почему его заинтересовала именно «икона супрематизма», Лоу ответил так: «„Черный квадрат“ много лет вызывает у меня живой интерес. В 2001 году я написал текст „Видеть мир в квадрате черного“ для выставки Iconoclash в Центре искусства и медиатехнологий в Карлс­руэ. Это было размышление об иконоборческой или иконолюбческой природе картины. „Черный квадрат“ 1915 года — энигматичное произведение, по поверхности которого сейчас идут кракелюры, обнажая то, что написано под ней. Они и возникли в результате того, что нижний слой не полностью высох». 

«В марте этого года Factum Arte отправила команду для сканирования и „Черного квадрата“ 1915 года, и копии 1929-го, — продолжает Лоу. — Сканирование составили трехмерная запись поверхности с помощью лазерного сканера Lucida и фотография, смонтированная из отдельных фрагментов высокого разрешения. Эти два файла содержат данные о топографии поверхности картины и ее цвете и могут быть идеально совмещены и дополнены рентгеновскими снимками, снимками инфракрасного спектра и другими многоспектральными данными».

В Третьяковской галерее сделали полную рентгенограмму всей поверхности картины. Она собиралась по фрагментам, потом они механически «сшивались». Так же тщательно и поэтапно была произведена инфракрасная съемка. В результате получился уникальный цифровой продукт, позволяющий проводить глубокие, ранее невозможные исследования физического состояния «Черного квадрата». Появились новые возможности для изучения и понимания процесса его создания, шаг за шагом скрупулезно расшифровывая изображения, скрытые видимым слоем черной краски. 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+