18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Матвей Казаков — гений на пепелище

№68
Материал из газеты

Выставка в Музее архитектуры им. А.В.Щусева приурочена к 280-летию со дня рождения московского архитектора

Немногие московские архитекторы остались в городской топонимике, но Матвею Казакову (1738–1812) повезло, и заслуженно. Вокруг улицы его имени в Басманном районе сохранилось немало его построек. На выставке к 280-летию со дня рождения архитектора собраны проекты, объемные модели, гравюры и рисунки, его знаменитые альбомы с чертежами и планами, а также графика его современников из десятка музеев и архивов. 

Учителями Казакова были Витрувий, Палладио и Виньола, трактаты которых он усердно штудировал в архитектурной школе Дмитрия Ухтомского. Вслед за ним Казаков создал архитектурный облик города, но уже другой. На смену елизаветинскому барокко пришел классицизм с неоготикой. 

Казакову в большой степени обязана своим обликом допожарная Москва. Впрочем, другой он ее и не знал. Расцвет его карьеры пришелся на конец 1770‑х — 1790-е годы. Тогда возникают Петровский путевой дворец и кремлевский Сенат, здание Университета на Моховой, дом Благородного собрания (нынешний Дом союзов) и усадьба Губина на Петровке, Голицынская (1-я Градская) больница и храм Вознесения на Гороховом поле. А еще казенные и партикулярные строения, которые стали не только украшением московских улиц, но и образцами для последующей застройки. 

С началом Отечественной войны 1812 года семья увезла немолодого уже архитектора в Рязань, где он и узнал о сдаче Москвы и пожаре. Новость о том, что «многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным», как писал его сын, стала для Казакова ударом и приблизила его смерть. Построенные же им здания и правда пострадали. Многие из них восстанавливали ученик основанной им школы Осип Бове и приезжий швейцарец Доменико Жилярди, не всегда во всем придерживаясь изначальных казаковских проектов. Так что, получается, и мы сегодня допожарную Москву Казакова не очень-то знаем. Тем интереснее познакомиться с ней на выставке. 

Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Матвей Казаков и допожарная Москва
5 декабря 2018 – 10 марта 2019

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+