18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Русское искусство вписали в овал

Выставка «Сокровища музеев России» в Манеже по-своему понимает русское искусство — в нем почти нет авангарда и вовсе нет неофициального искусства

Выставка подготовлена Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры РФ. Организаторами значатся проект «Россия ― моя история», Государственная Третьяковская галерея, ГМВЦ «РОСИЗО». Архитектор — Алексей Подкидышев. Выставочная застройка — галерея «Триумф». По данным организаторов, за десять дней после открытия выставку посетили 100 тыс. человек.

Предыдущие выставки проекта «Россия — моя история» к искусству отношения не имели — это были мультимедийные шоу, которые с 2013 года ко Дню народного единства открывались в московском Манеже, потом осели в регионах и на ВДНХ. Выставку «Сокровища музеев России» в Манеже игнорировать невозможно, на ней показывают почти 300 произведений искусства высокого, а то и высочайшего художественного качества, собранных по всей стране, — причем многие покидали родные музеи очень редко, а то и не покидали вовсе.

Весь проект поражает необычайной внимательностью к зрителю. Манежная площадь огорожена железными заборчиками, в которых сделаны пропускные пункты, чтобы ожидаемая очередь (выставка бесплатная) не тянулась угнетающей змеей, а разбивалась на позитивные кучки. В будний день около шести вечера пришлось подождать минут десять. Полицейские чрезвычайно вежливы, остерегают на ступенях, разъясняют правила (например, на экспозицию нельзя проходить ни с какой едой).

Прямо перед самой экспозицией зрителям предлагают разбиться по интересам. Слева доступна для поклонения икона Богоматери «Умиление» из Псково-Печерского монастыря, чудотворный образ XVI века в богатом окладе и венце из цветов. К ней стоит очередь желающих приложиться. Справа очередь поменьше ждет, чтобы сфотографироваться внутри шишкинской «Ржи» (можно взять в руки табличку со смайликами). Еще правее — небольшая экспозиция Российского военно-исторического общества (РВИО), рассказывающая о его последних достижениях. Например, установке памятников героям Первой мировой (преобладают работы Салавата Щербакова) и изысканиях историков общества («5 лет назад представления о месте России в Первой мировой войне были расплывчатыми. Сегодня мы знаем, что наша страна сыграла в ней ключевую роль и была в шаге от победы»).

Сама выставка начинается с зала икон, тут представлены большие алтарные образа, большинство XVII–XVIII веков, они кажутся немного одинаковыми. В центре — реконструкция Богоматери Боголюбской XII века (сама икона недавно отреставрирована, но так хрупка, что экспонировать ее пока невозможно). От икон зритель попадает в центр экспозиции — огромный овальный зал «Россия», представляющий ее пейзаж и дух. Для этого выбраны полотна художников XIX–XX веков — прославленных Бориса Кустодиева, Михаила Нестерова, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана и их менее знаменитых коллег Ивана Горюшкина-Сорокопудова, Аполлинария Васнецова, Арсения Мещерского и Владимира Плотникова. Зал накрыт куполом, на котором скользят проекции картин и сыплет снежок. Все это — под закольцованную музыку Чайковского к балету «Щелкунчик». Этим и еще тачпадами с историями картин и художников и ограничивается мультимедийность проекта.

Вокруг овала «России» кольцом расположены залы, посвященные конкретным периодам — от XVII–XVIII веков, с парсунами и трогательнейшими детскими портретами, до конца ХХ века. Здесь сосредоточены настоящие шедевры из 50 региональных музеев, ради которых несомненно стоит идти на выставку. Единственное замечание, которое можно предъявить к этим залам, демонстрирующим, по словам организаторов, «нерушимое единство культурного пространства страны», — с единством в них немного переборщили, полотна уж слишком хорошо подобраны одно к другому, к концу XIX века они вообще сливаются в некое фантастически прекрасное голубовато-сиреневое марево со вспышками золотого (в боярских сценах Маковского).

Но «Новейшие течения начала ХХ века» и «Искусство 1960–1990-х годов» вызывают оторопь. В зале новейших течений нет ни одного абстрактного полотна. Тут нет ни Казимира Малевича, ни Василия Кандинского, ни Владимира Татлина, ни Любови Поповой. Есть портрет Роберта Фалька, зимний пейзаж Наталии Гончаровой, аккуратно покачивающийся «Василий Блаженный» Аристарха Лентулова, крестьянин из цикла «Россия» Бориса Григорьева. Преемственность с соседним залом рубежа веков, портретами Николая Фешина и Валентина Серова, видна прекрасно. Но никакого авангарда здесь нет. Бубнововалетовцы задействованы в соседнем зале — «Искусство 1920–1950-х». Там же показан Александр Лабас.

Раздел, завершающий экспозицию, — «1960–1990-е годы» — показывает в основном мастеров «сурового стиля», чуть-чуть деревенщиков. Женщины на картинах стоят беременные, подняв лицо к небу, или кормят грудью. Мужчины плотогонят и просушивают сети. Все картины написаны в 1960-е, за последующие три десятилетия отвечает драматичный «Автопортрет» Николая Андронова, созданный в 1990 году. Оскара Рабина и Владимира Немухина, Дмитрия Плавинского и Анатолия Зверева, Ильи Кабакова и Эрика Булатова просто нет в этом искусстве и в этой названной «Россией» стране.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+