18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русское искусство вписали в овал

Выставка «Сокровища музеев России» в Манеже по-своему понимает русское искусство — в нем почти нет авангарда и вовсе нет неофициального искусства

Выставка подготовлена Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры РФ. Организаторами значатся проект «Россия ― моя история», Государственная Третьяковская галерея, ГМВЦ «РОСИЗО». Архитектор — Алексей Подкидышев. Выставочная застройка — галерея «Триумф». По данным организаторов, за десять дней после открытия выставку посетили 100 тыс. человек.

Предыдущие выставки проекта «Россия — моя история» к искусству отношения не имели — это были мультимедийные шоу, которые с 2013 года ко Дню народного единства открывались в московском Манеже, потом осели в регионах и на ВДНХ. Выставку «Сокровища музеев России» в Манеже игнорировать невозможно, на ней показывают почти 300 произведений искусства высокого, а то и высочайшего художественного качества, собранных по всей стране, — причем многие покидали родные музеи очень редко, а то и не покидали вовсе.

Весь проект поражает необычайной внимательностью к зрителю. Манежная площадь огорожена железными заборчиками, в которых сделаны пропускные пункты, чтобы ожидаемая очередь (выставка бесплатная) не тянулась угнетающей змеей, а разбивалась на позитивные кучки. В будний день около шести вечера пришлось подождать минут десять. Полицейские чрезвычайно вежливы, остерегают на ступенях, разъясняют правила (например, на экспозицию нельзя проходить ни с какой едой).

Прямо перед самой экспозицией зрителям предлагают разбиться по интересам. Слева доступна для поклонения икона Богоматери «Умиление» из Псково-Печерского монастыря, чудотворный образ XVI века в богатом окладе и венце из цветов. К ней стоит очередь желающих приложиться. Справа очередь поменьше ждет, чтобы сфотографироваться внутри шишкинской «Ржи» (можно взять в руки табличку со смайликами). Еще правее — небольшая экспозиция Российского военно-исторического общества (РВИО), рассказывающая о его последних достижениях. Например, установке памятников героям Первой мировой (преобладают работы Салавата Щербакова) и изысканиях историков общества («5 лет назад представления о месте России в Первой мировой войне были расплывчатыми. Сегодня мы знаем, что наша страна сыграла в ней ключевую роль и была в шаге от победы»).

Сама выставка начинается с зала икон, тут представлены большие алтарные образа, большинство XVII–XVIII веков, они кажутся немного одинаковыми. В центре — реконструкция Богоматери Боголюбской XII века (сама икона недавно отреставрирована, но так хрупка, что экспонировать ее пока невозможно). От икон зритель попадает в центр экспозиции — огромный овальный зал «Россия», представляющий ее пейзаж и дух. Для этого выбраны полотна художников XIX–XX веков — прославленных Бориса Кустодиева, Михаила Нестерова, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана и их менее знаменитых коллег Ивана Горюшкина-Сорокопудова, Аполлинария Васнецова, Арсения Мещерского и Владимира Плотникова. Зал накрыт куполом, на котором скользят проекции картин и сыплет снежок. Все это — под закольцованную музыку Чайковского к балету «Щелкунчик». Этим и еще тачпадами с историями картин и художников и ограничивается мультимедийность проекта.

Вокруг овала «России» кольцом расположены залы, посвященные конкретным периодам — от XVII–XVIII веков, с парсунами и трогательнейшими детскими портретами, до конца ХХ века. Здесь сосредоточены настоящие шедевры из 50 региональных музеев, ради которых несомненно стоит идти на выставку. Единственное замечание, которое можно предъявить к этим залам, демонстрирующим, по словам организаторов, «нерушимое единство культурного пространства страны», — с единством в них немного переборщили, полотна уж слишком хорошо подобраны одно к другому, к концу XIX века они вообще сливаются в некое фантастически прекрасное голубовато-сиреневое марево со вспышками золотого (в боярских сценах Маковского).

Но «Новейшие течения начала ХХ века» и «Искусство 1960–1990-х годов» вызывают оторопь. В зале новейших течений нет ни одного абстрактного полотна. Тут нет ни Казимира Малевича, ни Василия Кандинского, ни Владимира Татлина, ни Любови Поповой. Есть портрет Роберта Фалька, зимний пейзаж Наталии Гончаровой, аккуратно покачивающийся «Василий Блаженный» Аристарха Лентулова, крестьянин из цикла «Россия» Бориса Григорьева. Преемственность с соседним залом рубежа веков, портретами Николая Фешина и Валентина Серова, видна прекрасно. Но никакого авангарда здесь нет. Бубнововалетовцы задействованы в соседнем зале — «Искусство 1920–1950-х». Там же показан Александр Лабас.

Раздел, завершающий экспозицию, — «1960–1990-е годы» — показывает в основном мастеров «сурового стиля», чуть-чуть деревенщиков. Женщины на картинах стоят беременные, подняв лицо к небу, или кормят грудью. Мужчины плотогонят и просушивают сети. Все картины написаны в 1960-е, за последующие три десятилетия отвечает драматичный «Автопортрет» Николая Андронова, созданный в 1990 году. Оскара Рабина и Владимира Немухина, Дмитрия Плавинского и Анатолия Зверева, Ильи Кабакова и Эрика Булатова просто нет в этом искусстве и в этой названной «Россией» стране.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+