18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Как я перестал бояться и полюбил современное искусство

№68
Материал из газеты

Ликбез для чайников, или физическое воплощение Instagram-аккаунта Сергея Гущина, галериста и арт-блогера

Долгое время первенство в жанре «современное искусство для чайников» в русскоязычном пространстве оставалось за переводными изданиями, однако и отечественные авторы начинают подтягиваться. Недавно за дело взялись основатель галереи Fragment Сергей Гущин в тандеме с Александром Щуренковым — художником и создателем Telegram-канала о современном искусстве ArtFragment, а также одноименного «паблика» в соцсети «ВКонтакте». Вместе они написали книгу «Современное искусство и как перестать его бояться», которую представляют как руководство для начинающих любителей или просто желающих что-то понять.

Спрос есть: на профиль Гущина в Instagram, где он ведет блог на схожую тему, на момент публикации было подписано более 386 тыс. человек. Эта цифра, округленная до 400 тыс. (видимо, на будущее), даже вынесена на обложку издания. Книга состоит из нескольких разделов. В первую очередь читателю объясняют, зачем ему вообще понимать современное искусство. Затем, как принято во всех руководствах, следует FAQ — ответы на часто задаваемые вопросы: почему произведения стоят так дорого, умеют ли рисовать современные художники и тому подобное. Есть и краткий экскурс в художественную историю XX века. Отдельные главы посвящены инструкциям: как смотреть искусство и где его искать. В конце помещен глоссарий, содержащий все нужное на первое время, от «абстрактного экспрессионизма» до «эстимейта».

Современное искусство в книге разобрано просто и доступно — как в школьном учебнике. Сергей Гущин и Александр Щуренков подкупают читателя дружелюбным тоном, избегающим специфических терминов и философских понятий, которые часто отталкивают далеких от артмира людей. По сути эта книга — физическое воплощение Instagram-страницы Гущина, из которой изъяли большинство красивых картинок, оставив только подписи. В этом кроется и недостаток издания. Человеку сведущему оно вряд ли окажется полезным, а профессионалы обнаружат недостаток искусствоведческого образования у авторов: временами они путаются в терминологии, называя живопись жанром, а импрессионизм — стилем, и допускают другие погрешности. Их можно простить книге, которая должна стать точкой входа в обозначенную область, но вряд ли они допустимы в серьезной работе.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+