18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Как я перестал бояться и полюбил современное искусство

№68
Материал из газеты

Ликбез для чайников, или физическое воплощение Instagram-аккаунта Сергея Гущина, галериста и арт-блогера

Долгое время первенство в жанре «современное искусство для чайников» в русскоязычном пространстве оставалось за переводными изданиями, однако и отечественные авторы начинают подтягиваться. Недавно за дело взялись основатель галереи Fragment Сергей Гущин в тандеме с Александром Щуренковым — художником и создателем Telegram-канала о современном искусстве ArtFragment, а также одноименного «паблика» в соцсети «ВКонтакте». Вместе они написали книгу «Современное искусство и как перестать его бояться», которую представляют как руководство для начинающих любителей или просто желающих что-то понять.

Спрос есть: на профиль Гущина в Instagram, где он ведет блог на схожую тему, на момент публикации было подписано более 386 тыс. человек. Эта цифра, округленная до 400 тыс. (видимо, на будущее), даже вынесена на обложку издания. Книга состоит из нескольких разделов. В первую очередь читателю объясняют, зачем ему вообще понимать современное искусство. Затем, как принято во всех руководствах, следует FAQ — ответы на часто задаваемые вопросы: почему произведения стоят так дорого, умеют ли рисовать современные художники и тому подобное. Есть и краткий экскурс в художественную историю XX века. Отдельные главы посвящены инструкциям: как смотреть искусство и где его искать. В конце помещен глоссарий, содержащий все нужное на первое время, от «абстрактного экспрессионизма» до «эстимейта».

Современное искусство в книге разобрано просто и доступно — как в школьном учебнике. Сергей Гущин и Александр Щуренков подкупают читателя дружелюбным тоном, избегающим специфических терминов и философских понятий, которые часто отталкивают далеких от артмира людей. По сути эта книга — физическое воплощение Instagram-страницы Гущина, из которой изъяли большинство красивых картинок, оставив только подписи. В этом кроется и недостаток издания. Человеку сведущему оно вряд ли окажется полезным, а профессионалы обнаружат недостаток искусствоведческого образования у авторов: временами они путаются в терминологии, называя живопись жанром, а импрессионизм — стилем, и допускают другие погрешности. Их можно простить книге, которая должна стать точкой входа в обозначенную область, но вряд ли они допустимы в серьезной работе.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
09.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+