18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

На ВДНХ обнаружили постройку Эль Лисицкого

Рекламная установка, созданная великим авангардистом в 1939 году, была опознана в сооружении поблизости от павильона «Рыболовство»

Декоративная башня-колонна, установленная на территории ВДНХ, в начале ноября 2018 года была идентифицирована искусствоведами как произведение Эль Лисицкого. По сообщению пресс-службы ВДНХ, эта находка уникальна: ранее считалось, что до наших дней уцелела лишь одна архитектурная работа Лисицкого — типография журнала «Огонек» 1932 года в Самотечном переулке в Москве. 

Башня изначально являлась рекламной установкой Союзпищепромрекламы (скорее всего, Главконсерва). Она была возведена в 1939 году рядом с павильонами «Прудовое хозяйство», «Рыбное хозяйство» и рыбопитомниками. Поставленная у входа в рыбопитомники, башня служила вышкой-указателем к этим павильонам. 

Атрибуция постройки произошла благодаря работе искусствоведов, занимающихся изучением творчества Лисицкого и историей ВДНХ. Татьяна Горячева, специалист по искусству авангарда и куратор недавних выставок Эль Лисицкого, обратилась к историку ВСХВ-ВДНХ Александру Зиновьеву по поводу серии эскизов оформления ВСХВ, изучением которых она занималась. К удивлению обоих исследователей, в нескольких набросках Лисицкого Зиновьев смог опознать построенное и, главное, дошедшее до наших дней сооружение.

«Значение этого открытия трудно переоценить как для изучения творческого наследия Лисицкого, так и для истории ВСХВ… — рассказывает Татьяна Горячева. — Теперь мы знаем о еще одной постройке, и она нуждается в бережном сохранении и, возможно, реконструкции первоначального замысла».

За прошедшие годы сооружение было перестроено. Изначально оно представляло собой ажурную башню, составленную из ячеек вертикально поставленных рыболовных садков. Наверху были установлены шар-скафандр и два металлических карпа. В 1951–1954 годах, когда выставка реконструировалась, силуэты карпов были заменены на металлического осетра (возможно, также выполненного по наброску Лисицкого). К настоящему времени все навершия исчезли.

Над оформлением ВСХВ Лисицкий работал в 1935–1939 годах, создав ряд проектов планировки и декорации павильонов, которые прежде считались неосуществленными или утраченными. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+