18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Картину, созданную искусственным интеллектом, впервые продали на аукционе

«Портрет Эдмона Белами» куплен на Christie’s за $432,5 тыс., в 45 раз дороже, чем предполагалось

Алгоритм, создавший картину, придуман группой ученых (Хьюго Каселлес-Дюпре, Пьер Фотрель и Готье Вернье), базирующихся в Париже и называющих себя Obvious («Очевидный»). Он описывается сложной формулой и основан на состязании двух нейросетей: «производителя» (генератор) и «различителя» (дискриминатор). «Алгоритм состоит из двух частей, — разъяснил перед торгами Christie’s один из ученых, Хьюго Каселлес-Дюпре. — С одной стороны — генератор, с другой — дискриминатор. Мы дали системе базу данных из 15 тыс. портретов, написанных в период между XIV и XX веками. Генератор создавал новое изображение на основе этих данных, а дискриминатор пытался определить разницу между изображением, созданным человеком, и тем, что сотворил генератор. Цель в том, чтобы обмануть дискриминатор, чтобы он принял новые образы за реальные портреты».

Глядя на «Портрет Эдмона Белами», хочется предложить обеим частям искусственного интеллекта потренироваться еще. Изображение модели на картине странно смещено вверх, черты лица расплываются, и в целом все гораздо больше напоминает концептуальное произведение современного искусства, пародирующее классическую живопись (например, как у Гленна Брауна). Теми же особенностями обладают все портреты, созданные алгоритмом Obvious, — а их уже немало, и они объединены в подобие семьи для выдуманной модели, Эдмона Белами. «Мы проделали некоторую работу с базой обнаженных моделей и пейзажей, — говорит Касселес-Дюпре, — и подкармливали алгоритмы множеством других работ известных художников. Но обнаружили, что портреты лучше всего иллюстрируют нашу точку зрения, которая заключается в том, что алгоритмы способны подражать художественному творчеству».

В этом направлении работают не только парижские ученые. Ахмед Эльгаммал, директор Лаборатории искусства и искусственного интеллекта в Университете Ратгерса в Нью-Джерси, ставит эксперименты с другой системой, запрограммированной на производство нового, отличного от того, что она видит в базе данных, которая состоит из разнообразных картин, созданных начиная с XIV века. Интересно, что этот алгоритм продуцирует много абстракций. «Я думаю, это потому, — говорит исследователь, — что алгоритм понял, что искусство развивается по определенной траектории. Если он хочет создать что-то новое, он не может вернуться к фигуративной живописи, как было в искусстве до ХХ века. Искусственный интеллект осознал, что находит больше возможностей, когда стремится к абстракции — вот где есть место для новизны».

«Портрет Эдмона Белами» был предварительно оценен в $7–10 тыс., но после ожесточенного торга на аукционе в категории «Тиражные работы» подорожал до $432,5 тыс., что, несомненно, указывает на интерес человечества к произведениям машин. Но вопрос о том, можно ли считать такие картины настоящим искусством, остается открытым.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+