18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Мухоморы» делят собственность

Бывшие участники одной из знаменитых арт-групп советского андеграунда спорят о праве распоряжаться ее наследием

На сайте muhomor.info появилось заявление, подписанное четырьмя из пяти членов арт-группы «Мухомор», существовавшей с 1978 по 1984 год. Свен Гундлах, Константин Звездочетов, Алексей Каменский и Сергей Мироненко обвиняют Владимира Мироненко в присвоении хранившегося у него архива арт-группы. «Архив совместно сделанных работ группы хранился поочередно многими членами группы, о чем все ее участники знали. При этом права авторства и, соответственно, коллективной собственности никем не оспаривались. В последние годы значительная часть архива группы «Мухомор» хранилась у Владимира Мироненко. В 2018 году из публикаций в сети Интернет мы узнали, что Владимир Мироненко без нашего ведома и согласия продает хранящиеся у него наши совместные работы, а вырученные деньги обращает в свою пользу», — сказано в обращении.

На сайте аукциона Vladey действительно можно обнаружить сведения о четырех проданных произведениях группы «Мухомор». Три из них ушли весной этого года и одна — осенью предыдущего. Среди них оформленный Свеном Гундлахом альбом «Выходка-3» с документацией знаменитой акции, во время которой участники группы выложили своими телами на снегу известное слово из трех букв, дав начало целой серии подобных произведений в отечественном искусстве. Он продан за €12 тыс. Общая стоимость остальных трех работ, по данным сайта аукциона Vladey, составила €24 тыс.

Один из подписавшихся под обращением, Сергей Мироненко, сказал нашей газете, что «по необъяснимым причинам» его брат Владимир Мироненко считает оказавшийся у него архив личной собственностью, в то время как члены группы никогда ему ничего в собственность не передавали, речь шла лишь о хранении. В архив входят работы, созданные участниками группы совместно, рисунки отдельных участников группы (в основном Свена Гундлаха), фотографии и документации перформансов. Сергей привлек к делу адвоката Юлию Вербицкую. В суд он тем не менее пока не обращался.

У Владимира Мироненко другая позиция. Он считает, что право авторства и право собственности — разные вещи. «С 1984 года, когда группа распалась, эти работы были у меня, — сказал он The Art Newspaper Russia. — Я их, можно сказать, спас от уничтожения временем. Работы были первые годы после распада группы фактически бесхозные, никем не востребованы и никому не нужны. Потом их стали брать на выставки, но рыночной стоимости они не имели до 2017 года. Тридцать четыре года я хранил их, распоряжался ими как своими, и все знали, что это моя коллекция, никто этого не оспаривал. Более того, в 2010 году вышла большая книга “Мухомор”, в которой под фотографиями этих работ подписано: “Коллекция Владимира Мироненко”. Брат (Сергей Мироненко) сам принимал участие в подготовке этой книги и никак не возражал. Никого эти вопросы не волновали до тех пор, пока я не продал работы и не выяснилось, что они стоят денег. Я не оспариваю ничье авторство, все авторы получают авторские отчисления, я даже предлагал сделать их выше, чем стандартные 5%». Владимир ссылается на норму приобретательной давности, по которой претензии к человеку, открыто пользующемуся неким имуществом как своим, могут предъявляться только в течение трех лет, а также указывает на то, что практически все коллекции советского андеграундного искусства формировались без подтверждающих документов. «Кто-то кому-то что-то отдал, кто-то просто оставил у кого-то работу, кто-то вообще что-то нашел на помойке. У каждого коллекционера есть такие работы. Если сейчас все у всех отнять и поделить, это будет колоссальный передел рынка», — говорит он.

И Сергей, и Владимир Мироненко сказали нашей газете, что надеются на то, что ситуация разрешится без суда.

Арт-группа «Мухомор» основана в 1978 году в Москве Свеном Гундлахом, Константином Звездочетовым, Алексеем Каменским, Владимиром Мироненко и Сергеем Мироненко и получила известность благодаря перформансам, в том числе пародирущим эстетику «московского романтического концептуализма». На много лет опередили мистификации Сергея Курехина акции типа открытого письма Маргарет Тэтчер с требованием освободить Мальдивские («Мухоморские») острова или плана похищения картины «Явление Христа народу» из Третьяковки (с последующей продажей картины и направлением вырученных средств на создание музея концептуального искусства). Пика известности группа достигла после выпуска в 1982 году «Золотого диска», представлявшего собой абсурдные тексты, наложенные на коллажи из песен западной и советской эстрады, оперных арий и т.п.

Наследие группы включает живопись, скульптуры и арт-объекты, оригинальную и тиражную графику, рукописные издания, тексты, фотографии и документацию перформансов. Работы группы находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Центра Помпиду и других музеев

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+