18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В США не готовы решать судьбу «чужого» Матисса

№67
Материал из газеты

Апелляционный суд в Нью-Йорке заявил об отсутствии должной юрисдикции

Федеральный апелляционный суд в Нью-Йорке отклонил иск о праве собственности на картину Анри Матисса 1908 года, поданный тремя внуками модели. Наследники утверждают, что «Портрет Греты Молль» нелегально продала бывшая ученица, которой доверили картину на хранение вскоре после Второй мировой войны. Портрет несколько раз перепродавали, пока в 1979 году его не приобрела Национальная галерея в Лондоне.

В сентябре федеральный суд единогласно утвердил решение нижестоящего суда о том, что Национальная галерея и Великобритания не подлежат юрисдикции судов США. «Заявленное присвоение картины совершило частное лицо, а не государство, — сообщила судебная коллегия. — Отказ Национальной галереи постфактум выплачивать апеллянтам компенсацию за это присвоение не дает оснований для установления юрисдикции над иностранным государством и его учреждениями».

Первоначально портрет Маргарет Молль, также известной как Грета, приобрел у Матисса муж модели Оскар Молль, который вывез полотно в Германию. В 1946 году жившие в Берлине супруги, опасаясь последствий послевоенного разделения города, приняли решение отправить картину на хранение за границу.

Оскар умер в 1947-м, а Маргарет Молль доверила портрет бывшей ученице мужа, которая пообещала вывезти его в Швейцарию. Однако по прибытии она продала картину и присвоила прибыль от продажи. Маргарет Молль переехала в Уэльс, а полотно несколько раз переходило из рук в руки.

Согласно материалам дела, внуки Молль — Оливер Уильямс, Маргарет Грин и Ирис Фильмер — впервые заявили о своих правах на произведение в 2011 году, но Национальная галерея отказалась вернуть его. В 2015-м они обратились в Консультационный совет Соединенного Королевства по незаконному присвоению, однако там заявили, что сфера компетенции совета не распространяется на претензию наследников, поскольку картина была продана в Швейцарии спустя два года после падения нацистского режима. Затем наследники подали иск против Национальной галереи и Великобритании в США, а после того, как в прошлом году Федеральный окружной суд Южного округа Нью-Йорка отклонил их иск, подали апелляцию.

На вопрос о том, собираются ли внуки Молль оспаривать это решение, представляющий их нью-йоркский адвокат Дэвид Дж. Роуленд ответил: «Это рассматривается». А Национальная галерея выразила удовлетворение решением суда, подчеркнув, что это дело «не связано с незаконным присвоением искусства в эпоху нацизма».  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+