18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Запоздалый успех Франческо Моки

№67
Материал из газеты

Исчерпывающий рассказ о недооцененном итальянском скульпторе, оставшемся в тени прославленного Бернини

Имя Джованни Лоренцо Бернини упоминается уже в самом названии новой книги Эстель Линго, а Микеланджело описывается в тексте как важнейший предшественник Франческо Моки (1580–1654), главного героя этого исследования. Когда-то знаменитый историк архитектуры Рудольф Виттковер заявлял, что ранняя работа Моки — мраморная скульптурная группа «Благовещение» из собора города Орвието, созданная в то время, когда скульптору не было и 30, «подобна фанфарам, пробуждающим ото сна саму скульптуру».

Наряду с анализом главных произведений Моки, Линго прослеживает влияние на него ряда художников: Франческо да Сангалло, Баччо Бандинелли, Джамболоньи и самого Микеланджело. Она не только обсуждает их мраморные скульптуры, системы обучения и клиентуру, но и представляет историографию итальянской скульптуры XVI века. Читатель полнее оценит новые пути, которыми шел Моки, и особенности его творчества.

Несомненно, скульптурное «Благовещение» — захватывающее драматическое произведение. После обучения в Риме у Камилло Мариани для Моки это был первый независимый заказ (возможно, до того, как полагает Дженнифер Монтегю, он работал под руководством скульптора Джованни Баттиста Каччини во Флоренции). Линго упоминает многих предшественников автора великолепного «Благовещения», включая античных скульпторов, Микеланджело и Стефано Мадерно; эти параллели выглядят вполне убедительно. 

Две другие известные работы Моки — бронзовые конные статуи Рануччо Фарнезе и его отца Алессандро, установленные на главной площади у собора в Пьяченце. Заказанные в 1611 году, они были завершены только в 1629-м. Эти скульптуры соперничают с конными статуями Гаттамелаты работы Донателло и Бартоломео Коллеони работы Андреа Верроккьо в Падуе и Венеции соответственно. Исследуя этот заказ, Линго попутно изучает традиции конных статуй в Италии и техническое мастерство, которое выказывал Моки при отливке памятников. «Фанфары Моки», о которых говорил Виттковер, здесь можно слышать и видеть: на ветру шевелятся гривы лошадей, а мощные всадники утверждают свою власть на городской площади.

Пятиметровую фигуру святой Вероники Моки изваял для центральной части собора Святого Петра в Риме. Здесь автор вновь проявил изобретательность в резьбе по мрамору и придании эффекта движения. Линго разбирает историю создания скульптуры, а также ее возможные художественные источники, включая так называемую античную «Нимфу» и фигуры с картин Сандро Боттичелли. Заодно она подробно анализирует три другие фигуры, установленные тут же и созданные современниками и соперниками Моки: Бернини, Франсуа Дюкенуа и Андреа Болджи.

Впечатляющее мраморное изваяние Иоанна Крестителя, над которым Моки, очевидно, работал с 1629 года с целью замены фигуры, сделанной Пьетро Бернини, в капелле Барберини в базилике Сант-Андреа делла Валле в Риме, находится теперь в Хофкирхе в Дрездене. Обстоятельства заказа этой статуи и отказа от нее не вполне ясны, но позже ее приобрел Август Сильный, курфюрст Саксонии, что демонстрирует тонкий вкус немецкого правителя. 

Поздние произведения Моки более спорны и, возможно, ниже качеством, чем ранние шедевры. Однако исследователь отстаивает тот взгляд, что мраморные фигуры святых Петра и Павла для базилики Сан-Паоло фуори ле мура были намеренно стилизованы под старину. Скульптурная группа «Крещение Христа», созданная для церкви Сан-Джованни деи Фьорентини в Риме, не слишком велика по размеру; по мнению Линго, тела персонажей здесь отличаются жилистостью, что не похоже на мускулистые формы, свойственные Микеланджело. Необычная скульптура апостола Фаддея, предназначенная для собора в Орвието, осталась незаконченной. Будучи примером особого стиля Моки, она все же лишена легкости его ранних работ. 

В издании много качественных иллюстраций, есть большой библиографический аппарат. Монография дает исчерпывающее научное представление о творчестве Моки и при этом рисует великолепную картину расцвета скульптуры в Тоскане и Риме эпохи барокко. 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+