18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Залы MMOMA захватят техногенные демоны

№67
Материал из газеты

Выставка Daemons in the Machine приурочена к десятилетию Laboratoria Art & Science Foundation, основанной куратором Дарьей Пархоменко

Выпить чаю с инженером Кирилловым из «Бесов» Федора Достоевского, перевести «Божественную комедию» Данте Алигьери на язык микросхем, увидеть картины робота-рисовальщика — все это возможно на выставке, посвященной искусственному интеллекту. Физики и лирики нашего времени — ученые из iPavlov (МФТИ) и Курчатовского института и  художники из России, Великобритании, Австрии и Австралии — совместно создали произведения, использующие возможности новых технологий. Этой выставкой куратор Дарья Пархоменко отмечает десятилетие основанной ею в Москве Laboratoria Art&Science Foundation.

Пожалуй, главный вопрос, который беспокоит сегодня ученых и художников: вый­дет ли техногенный демон в какой-то момент из-под контроля человека, может ли искусственный разум стать автономным? Этому вовсе уже не риторическому вопросу посвящена центральная работа выставки — трехчастная интерактивная инсталляция австрийского художника Томаса Фойерштайна «Чай для Кириллова». 

В первом зале призрак Кириллова появляется на мониторе камеры видеонаблюдения. Затем зритель попадает в лабиринт из сотни проводов, которые соединяют мониторы, отслеживающие кибератаки ботов и вирусов. В третьем зале роботизированные хирургические лампы Borgy & Bes болтают о последних новостях из виртуальной сети. В какой момент можно будет попить чайку и будет ли он тоже виртуальным — одна из загадок выставки.

В другой инсталляции — «Послезавтра» группы «Куда бегут собаки» — есть шанс понять механизм работы блокчейна. Из писка и чириканья цыплят, помещенных в инкубатор, генерируется электросхема, которая производит поиск совершенного числа. Встречает посетителя еще одна инсталляция — Learning to See Мемо Актена — нейросеть, которая через камеры наблюдения распознает изображение, опираясь на данные, полученные с телескопа Hubble, однако главное чудо состоит в том, что умная машина обучается в процессе работы. Другая нейросеть, внедренная в гибридные скульптуры Егора Крафта Content Aware Studies, возвращает античным скульптурам утраченные фрагменты. 

Саморазвивающиеся и роботизированные объекты, нейроинсталляции, интернет-интервенции дают уникальную возможность заглянуть в будущее не только науки, но и искусства. Роботы-художники давно уже не новость, но кажется, что и художники, и ученые семимильными шагами спешат приблизить творческую автономию нового Франкенштейна, пусть пока в лабораторных условиях. 

Московский музей современного искусства
Daemons in the Machine
5 октября – 11 ноября 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+