The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей русского импрессионизма заново открывает наследие Давида Бурлюка

На выставке собрано около полусотни произведений «отца русского футуризма» и знаменитого художника малоизвестных шедевров

Выражение «знаменитый художник» вроде бы должно подразумевать, что произведения этого автора знакомы широким слоям населения. Пусть всего две-три работы, наиболее хрестоматийные. В случае с Давидом Бурлюком (1882–1967) дело обстоит иначе. Вне узкого круга знатоков представления о его творчестве весьма приблизительны и смутны. Хотя отдельные поэтические строчки могут всплыть в памяти — про то, что «каждый молод», или про беременного мужчину, — а вот с живописью обычно туго. Тем не менее всякий подтвердит, что Бурлюк как раз «знаменитый художник». 

Звучное имя заслонило собой реальную биографию Бурлюка. Пик карьеры Давида Давидовича пришелся на 1910-е годы, когда он выступал в роли вдохновителя и организатора авангардных процессов в Москве и провинции, и всю вторую половину своей долгой жизни он отстаивал звание «отца русского футуризма». Других претендентов на этот статус, впрочем, не было, однако уникальность положения не приносила Бурлюку особого удовлетворения. В Нью-Йорке, где он жил с 1922 года до самой смерти в 1967-м, о русском футуризме мало кто слышал, а на родине признавать его былые заслуги не торопились. В период оттепели он дважды приезжал в СССР, но «реабилитации» так и не дождался; публикации его текстов и персональные выставки стали появляться лишь после перестройки. 

Нынешняя экспозиция в Музее русского импрессионизма не претендует на эксклюзивность. Зато здесь редчайшие произведения, не демонстрировавшиеся на публике десятки лет. Одно из них — центральная часть картины «Рабочие» (1924), лишь однажды показанной на выставке в Филадельфии через два года после создания. Недостающие фрагменты полотна устроители воссоздали виртуально. Еще дольше не встречалась со зрителями «Жница» (1915). 

Сюрпризом на выставке наверняка станут ранние работы 1900-х, как и произведения японского периода (1921–1922) — их вообще не так много в наследии Бурлюка. Если же говорить о вещах узнаваемых, то в этой части определенно лидирует «Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского» (1916) из Русского музея. Суммарно на выставке около полусотни произведений из государственных и частных собраний. Добавим также, что организаторы ограничились хронологическим диапазоном от 1900-х до ­1930-х. То есть в экспозицию заведомо не включены более поздние работы, которые по традиции не слишком высоко оцениваются экспертами. Не говоря уже о том, что в преклонном возрасте Бурлюк без особого стеснения манипулировал датировками, стилизуя свежие опусы под давний период «бури и натиска». 

Есть надежда, что этот феномен кураторами учтен и купирован. Ведь даже и с подлинными датами очень непросто понять тот разброс авторской манеры и идейных установок, который художнику «с большим, горячим и мохнатым (непременно мохнатым!), звонко стучащим сердцем» (формулировка Эриха Голлербаха, первого биографа Бурлюка) всегда был присущ. Посетитель выставки получает шанс отыскать внутреннюю логику и закономерность там, где даже специалисты порой пасуют. 

Музей русского импрессионизма
Давид Бурлюк. Слово мне!
4 октября  – 27 января 2019

Материалы по теме
Просмотры: 4297
Популярные материалы
1
Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»
Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола.
18 февраля 2019
2
Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице
Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью.
19 февраля 2019
3
Александр Сокуров сделает проект для Венецианской биеннале по мотивам живописи старых мастеров
Картины из собрания Эрмитажа станут основой для проекта кинорежиссера в павильоне России в Венеции, а его реализацией займутся студенты.
20 февраля 2019
4
Галеристы, художники и коллекционеры сложились в Cube
Новое галерейное объединение показывает и продает современное искусство в здании отеля в самом центре Москвы. Как и зачем — рассказали его основательницы.
21 февраля 2019
5
Почти как при Фамусове
В марте Музей современной истории России открывает для публики воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба.
20 февраля 2019
6
В мюнхенской Пинакотеке модернизма вспоминают Баухаус
Столетие Баухауса, отмечаемое во всем мире, дало музею повод показать все свое собрание дизайна.
19 февраля 2019
7
Коллекцию Третьяковки пополнили две картины основателя «Группы девяти» Михаила Никонова
По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пополнение собрания музея сейчас возможно только за счет даров коллекционеров и приобретений благотворителей.
19 февраля 2019
8
Музей Метрополитен вернет Египту украденный саркофаг
Руководство музея признало, что стало жертвой мошенничества, и намерено пересмотреть процедуру включения в собрание древностей.
18 февраля 2019
9
Наше абстрактное искусство: теперь конкретно
Здание клуба фабрики «Буревестник» в Сокольниках, возведенное по проекту Константина Мельникова в конце 1920­-х годов, открывается весной после трехлетней реставрации и реконструкции. Отныне здесь будет располагаться частный художественный музей.
21 февраля 2019
10
«Страна одноразовых вещей» Ивана Языкова открылась в Музее Москвы
Выставка представляет микродрамы и ведуты о современной жизни, кропотливо созданные вручную.
19 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru