18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ученые узнали имя модели на картине «Происхождение мира» Густава Курбе

«С вероятностью 99%» установлено, что на скандальном полотне изображена балерина Констанс Кеньо из Парижской оперы

Установить личность натурщицы, изображенной на скандальной картине Густава Курбе «Происхождение мира» (1866), затруднительно по весьма очевидной причине: на ней изображено только тело женщины.

Тем не менее, по данным агентства Франс Пресс, французский историк литературы Клод Шопп уверен, что для картины позировала бывшая балерина Парижской оперы Констанс Кеньо, которой на момент создания произведения было 34 года. Ранее считалось, что на полотне изображена любовница Курбе Джоанна Хиффернан — не очень удачная версия, поскольку Хиффернан была рыжеволосой. А вот Кеньо современники описывали как обладательницу «прекрасных черных бровей». Кроме того, она была любовницей османского дипломата Халиля Шерифа-паши (Халиль-бей), заказавшего Курбе эту картину.

Исследуя в Национальной библиотеке Франции адресованное Жорж Санд письмо Александра Дюма-сына, датированное июнем 1871 года, Шопп обратил внимание на предложение, которое ранее было принято расшифровывать как «Нельзя писать своей изящнейшей и точнейшей кистью интервью (interview) мадемуазель Кеньо из Оперы». Однако, изучив текст оригинала, Шопп обнаружил, что вместо «интервью» в нем на самом деле написано «то, что внутри» (intérieur). Подробнее о доводах ученого можно будет почитать в книге, которая выходит в парижском издательстве Phébus 4 октября.

Глава отдела фотографии и печатной продукции Национальной библиотеки Франции Сильви Обенас сказала агентству Франс Пресс, что интерпретация переписки «убедила меня с 99%-й вероятностью в том, что на картине Курбе изображена Констанс Кеньо». Еще одним весомым аргументом, по ее словам, служит тот факт, что в завещании балерины упоминается картина Курбе, на которой изображены камелии с раскрытым алым цветком в центре. По мнению Обенас, это произведение Кеньо получила в подарок от Халиля Шерифа-паши. Позднее она стала уважаемым филантропом, и поэтому, считает Обенас, ее связь со скандальной картиной со временем была утрачена.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+