18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Обманки в искусстве от Античности до наших дней показывают в Мюнхене

№66
Материал из газеты

Выставка «Возбуждающий обман» в Кунстхалле работает до 13 января 2019 года

«Природа никогда не обманывает, мы обманываем себя сами», — изрек в XVIII веке Жан-Жак Руссо. Так ли это на самом деле, дает повод задуматься выставка в Кунстхалле, посвященная обманкам в искусстве (или тромплёй, от фр. trompe-l’œil — обман зрения), история которых уходит в Античность. Вспомним хотя бы легенду про древнегреческого художника Зевксиса, столь искусно изобразившего виноград, что на него слетелись птицы. Расписывали греки и римляне дверями и окнами и свои жилища. Золотой век обманок пришелся на эпоху барокко с ее имитациями, как в Риме в церкви Сант-Иньяцио с виртуозно изображенным Андреа Поццо куполом или в палаццо Спада с уходящей вдаль перспективой Франческо Борромини. Не потеряли вкус к обманкам художники и после барокко, в XVIII–XX веках и вплоть до нашей пост­индустриальной эпохи высоких технологий с их неограниченными возможностями. Так что зрителя на выставке ждет настоящее путешествие в иллюзорный мир. Здесь и помпейские фрески I века н. э., и популярные в XIX столетии натюрморты-обманки. Не забыт и знаменитый кадр братьев Люмьер 1896 года с мчащимся на зрителя поездом, и дальше — «Упаковки мыла Brillo» (1968) Энди Уорхола, графика Герхарда Рихтера («Угол листа бумаги», 1967), световые обманки-лабиринты Брюса Наумана. А под конец группа Toast VR предложит зрителю еще одно виртуальное путешествие. Надо вооружиться лишь мышкой, надеть шлем со встроенными дисплеями HR, дающими высококачественные 3D-картинки, — и вперед, в параллельную реальность! Но так ли уж она иллюзорна сегодня?

Кунстхалле
Возбуждающий обман
До 13 января 2019
www.hypo-kunsthalle.de

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+