18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самая известная художница Румынии умерла в возрасте 92 лет

Джету Брэтеску называют родоначальницей современного искусства Румынии, однако международное признание к ней пришло в конце ее более чем 60-летней карьеры, после ретроспективы на 57-й Венецианской биеннале

Румынская художница-концептуалистка Джета Брэтеску родилась в городе Плоешти в 1926 году и провела большую часть жизни в Бухаресте. Несмотря на то что художница была важной фигурой румынского авангарда, широкое международное признание пришло к ней только в последние годы. Так, первая большая выставка художницы состоялась в Тейт — Ливерпуль в 2015 году.

В 2017 году она представляла павильон Румынии на Венецианской биеннале, приняла участие в Documenta 14, провела персональную выставку в Центре искусств Камдена в Лондоне и подписала договор о представительстве с галереей Hauser & Wirth, которая организовала ее первую персональную выставку в Нью-Йорке (а позднее и в Лос-Анджелесе). В начале 2018 года президент Румынии Клаус Йоханнис вручил Брэтеску награду за ее вклад в современное румынское искусство.

Помимо этого в ее послужном списке — участие в выставке павильона Румынии на 30-й Венецианской биеннале (1960) и основном проекте 55-й Венецианской биеннале (2013), а в Москву ее работы привозили дважды: на 5-ю Московскую биеннале современного искусства (2013) и на выставку «Грамматика свободы. Пять уроков» в МСИ «Гараж» (2015).

«Очень важно, что Джета успела при жизни увидеть, что ее искусство с таким энтузиазмом принимается на мировом уровне», — сказал в официальном заявлении глава галереи Hauser & Wirth Иван Вирт. Он добавил, что Брэтеску была «настоящей художницей, которая сумела сохранить свой шутливый настрой и свободу даже в самые темные времена».

Творческое наследие Брэтеску включает в себя видео, перформансы, рисунки, ткани, фильмы, инсталляции, фотографии и печатную графику. В частности, это работы, которые она создавала во время коммунистического режима Николае Чаушеску в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах, и принесшие ей славу геометрические абстракции. В рисунках советского периода Брэтеску выступала против конформизма и исследовала темы женской силы и сексуальности. Говорят, она работала в своей мастерской ежедневно и сохранила ироничные ноты в своих поздних работах.

В середине 1940-х гг. Брэтеску училась в Бухарестской школе изящных искусств, однако после того, как коммунистическое правительство объявило «классовую войну», художницу исключили из-за принадлежности к среднему классу. В прошлогоднем интервью Calvert Journal Брэтеску сказала, что вопросы о коммунистическом режиме ей надоели. Она продолжила учебу в 1960-х гг., уже будучи членом Союза художников Румынии, в который вступила в конце 1950-х гг. Позднее Брэтеску на протяжении многих лет работала иллюстратором и художником-оформителем румынского журнала о культуре Secolul XX («Двадцатый век»).

В состоявшейся в 2012 году в ее студии беседе с куратором и писателем Кристофом Чериксом Брэтеску сказала: «Мне нравится творить, мне нравится выбирать, мне нравится рисковать и мне нравится быть в игре» и объяснила, что всю свою жизнь она «очень много путешествовала, чтобы побывать в разных музеях, но не как туристка — это были, можно сказать, исследовательские поездки — и, думаю, я усвоила одно: что искусство — вещь очень серьезная, и художник обязан быть ответственным человеком».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+