18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Жорж Сёра: художник-алхимик, не полагавшийся на импровизацию

В музее Крёллер-Мюллер, который славится своей коллекцией Ван Гога и отличным собранием искусства XIX–XX веков, хранятся и пять картин Жоржа Сёра (1859–1891): его знаменитый Канкан (1889–90) и пейзажные морские виды. Они и стали ядром, вокруг которого собиралась выставка Жорж Сёра, мастер пуантилизма. Наследие рано ушедшего из жизни Сёра невелико — около 50 картин и несколько сотен рисунков, так что собранные для выставки 23 картины и 24 рисунка художника, 40 из которых предоставили музеи и частные коллекционеры со всего мира, — несомненно, событие. Среди тех, которые привезут, — и последнее монументальное полотно Цирк (1890–1891) из парижского Музея Орсе, редко покидающее Францию. Сёра учился в 1878–1879 годах в парижской Школе изящных искусств у ученика Энгра Анри Лемана, прошел через увлечение живописью Делакруа, барбизонцами, символистом Пюви де Шаванном и импрессионизмом, чтобы затем полностью погрузиться в изучение новых тогда теорий по оптике и цвету. Результатом чего стала изобретенная Сёра техника пуантилизма (от фр. point — точка), или дивизионизма (от фр. division — разделение), заключавшаяся в написании картины мелкими точечными мазками чистого цвета, которые затем в сетчатке глаза на расстоянии сливались в единую картину.

Революционность этого метода оценили не все современники, хотя благодаря активной его пропаганде Полем Синьяком, другом и единомышленником Сёра, вскоре появились последователи во Франции, Бельгии, Голландии и Италии. Первую большую работу Сёра в изобретенной им технике, Купальщики в Аньере (1883), на официальный Салон не взяли, и она была выставлена на Салоне Независимых. Но и импрессионисты были не в восторге от живописи Сёра. Когда увлекшийся пуантилизмом Камиль Писсарро предложил включить второе монументальное (3х2 м) полотно Сёра, Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884-86), в последнюю выставку импрессионистов в 1886 году, это вызвало у них резкую реакцию. И дело тут было не во вкусовых предпочтениях. В отличие от импрессионистов у Сёра не было места для импровизации: он даже вывел формулу эстетической гармонии, которую «можно разложить на элементы тона, цвета и линии». И она в картинах Сёра неизменно присутствует, будь то Эйфелева башня, ночная жизнь Парижа или умиротворенные виды Гран-Кампа и Гравелина на севере Франции, где с 1885 года он проводил каждое лето. Не случайно крупнейший британский искусствовед Герберт Рид, считавший Сёра фигурой, равной по масштабу Сезанну, называл его «Пьеро делла Франческа модернизма». Рид также считал, что спустя двадцать лет именно идеи Сёра оказали решающее влияние на творчество Пикассо, Брака и Гриса. Выставка в Крёллер-Мюллере предоставит прекрасную возможность согласиться с этим утверждением или поспорить с ним.
Музей Крёллер-Мюллер
Сёра, мастер пуантилизма

Оттерло
23 мая — 7 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+