18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Путевые заметки Ле Корбюзье из Нью-Йорка опубликованы на русском языке

№66
Материал из газеты

Знаменитый архитектор восторгался нью­-йоркскими небоскребами, но и критиковал высотное строительство ради денег

Прожектер «лучезарных городов» в 1935–1936 годах очутился в стране, которая быстрее всех способна была совершить рывок в будущее. Нью-йоркский Музей современного искусства пригласил Ле Корбюзье прочесть серию лекций в Америке. Свои путевые заметки архитектор опубликовал во Франции в 1937-м — американского издания пришлось ждать почти десять лет, и именно этот вариант предложен сейчас русско­язычному читателю.

Эта книга не трактат по градостроительству, а цепочка дорожных впечатлений и размышлений. Мысль автора движима логикой путешествия: постоянно сменяющаяся обстановка рождает новые идеи, и они идут друг за другом по страницам, точно пейзажи за окнами поезда. Корбюзье успевает заявить принцип, что дома, улицы, города есть средоточие человеческой энергии и они должны покоиться на трех опорах: солнце, пространстве и деревьях; успевает заклеймить архитектуру последнего столетия, которая строилась для денег, не для людей. Но дорожные мимолетности отвлекают художника, и вот он уже сравнивает французскую культуру с американской — стареющего жилистого гладиатора с юным румяным атлетом. 

Во многом Корбюзье предпочитал отечественное, однако будущее человечества связывал с США; симптоматично сопоставлял изобилие американских университетов с бедностью парижского студенчества. Твердолобые академики наполняют ядом консерватизма не только юные умы, но и окружающий мир — многие страницы Корбюзье посвящает архитектурным скандалам во Франции. Реванш консерваторов он замечает и в стране «победившей утопии» — СССР, именно так ему видится ситуация вокруг проекта Дворца Советов.

Прообраз будущего Корбюзье узрел на Манхэттене — острове башен, обступивших чудный сад. Небоскребы казались ему лестницами Иакова. Масштабное их возведение означало для Корбюзье возвращение «молодости мира» — времени «белых соборов». Небоскребы Манхэттена напомнили автору тосканский Ренессанс, когда нобили соперничали между собой высотой башен. Причем небоскребы казались Корбюзье недостаточно высокими, потому что строились они нерешительными (читай — неосведомленными) людьми и во имя денег. Идеальными зодчими «лучезарного Манхэттена», согласно Корбюзье, должны быть люди Средиземноморья — свободомыслящие и не заинтересованные в наживе. В США началась эра машинной цивилизации, и, по мнению Корбюзье, требовалось перестроить сознание, а уж после браться за преображение среды обитания. Кораблями надежды, которые доставят людей в дивный новый мир,  он считал «картезианские небоскребы» (60 этажей, примерно 220 м). Проекты их осуществимы благодаря технологиям: стальным несущим конструкциям, подъемным механизмам, системам кондиционирования воздуха. «Небоскреб — это великолепное орудие для сосредоточения населения, разгрузки почвы; чудесный источник улучшения условий труда, двигатель экономики, а потому распределитель богатства».

Прошло 80 лет, некоторые идеи Корбюзье воплотились, и, хотя жизнь никогда не превратится в расчисленную мечту, прочесть яркие, умные и субъективные заметки художника обязательно нужно.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+