18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дмитрий Пригов. От романтичного концептуализма до универсализма эпохи Возрождения

В Третьяковской галерее открывается ретроспектива одного из лидеров московского концептуализма.

Идея выставки Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007) в Третьяковке возникла еще при жизни классика московского концептуализма, но до сих пор по разным причинам откладывалась. Заведующий отделом новейших течений Третьяковки и куратор выставки Дмитрий Пригов. От Ренессанса к концептуализму Кирилл Светляков считает, что она даже выиграла от этого: «Поскольку эта идея давняя, и была возможность увидеть выставки, сделанные Екатериной Дёготь в 2008 году в Московском музее современного искусства и Дмитрием Озерковым в 2011 году на 54-й Венецианской биеннале, было время подумать, как это можно сделать по-другому. Часто творчество Пригова объясняется через Пригова, почти всегда он показан как герметичный универсум. И хотя известно, как он легко переходил из контекста в контекст, сами эти контексты ни разу не были показаны. Название же выставки От Ренессанса до концептуализма (а на самом деле еще дальше) напрямую связано с идеей показа Пригова в контексте разных эпох». Произведения будут помещены в контекст Ренессанса, барокко, сюрреализма, концептуализма — и в сравнениях будут показаны проблемы, которые Пригов решал. Конкретно в самой экспозиции предстанут не просто тексты, объясняющие его работы, а изображения из истории искусства, к которым они отсылают. Хронологический принцип в экспозиции тоже будет сохранен насколько это возможно, говорит Светляков, хотя она структурирована по темам и по видам искусства, в которых Пригов, художник, скульптор, поэт, прозаик, эссеист, драматург и актер, работал.

«С хронологией действительно все непросто: многие из приговских серий продолжались годами, так что хронология получилась разветвленной и объемной», — говорит куратор. Тем не менее экспонаты (из собрания самой Третьяковки и Фонда Пригова) представляют необъятное наследие Пригова самыми знаковыми его темами и работами. Это его знаменитые графические серии в формате A4 или А3, выполненные шариковой ручкой, объекты, в первую очередь из серии Банки (1976–1980), ставшей продолжением Стихограмм, которые автор начал создавать с середины 1970-х и называл «графической поэзией», сетевой проект Яйца и многое другое. Однако зрителя, знакомого с работами классика концептуализма, на выставке ждут и сюрпризы. Впервые будут представлены  реконструкции трудоемких для монтажа сложносоставных графических работ Пригова (2–2,5 м высотой), а также двух его инсталляций.

«Это был большой соблазн, но и большая ответственность — по той причине, что некоторые вещи Дмитрий Александрович хотел проигрывать только виртуально, на эскизах. Это, несомненно, и риск, но для понимания его пространственного мышления многое дает», — говорит Светляков. Реконструировали инсталляцию с коленопреклоненной уборщицей перед всевидящим Глазом, через который можно пройти — из серии «Фантомных инсталляций», названных так автором, поскольку они являют для него «некий идеальный, небесный мир существования ангельских тел». Еще реконструировали инсталляцию с динозавром, проходящим через зал. «Обычный человек, не специалист, часто спрашивает: «Пригов — это про религию?» И искусствоведу приходится объяснять, что это автономия искусства, что это язык концептуалистский. Пригов действительно воспринял историю современного искусства как некую негативную теологию и пытался вскрыть ее механизмы, что мы и попытаемся показать на этой выставке». К ней подготовлено и издание со статьями Бориса Гройса, Михаила Ямпольского, Марека Бартелика, Владимира Сорокина и Симонетты Лукс.
Государственная Третьяковская галерея
Дмитрий Пригов. От Ренессанса к концептуализму

Москва
17 мая — 17 августа

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+