18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

ГМЗ «Царское Село» откроет после реставрации павильон «Шапель»

Вход в него будет бесплатным. Кроме того, восстановлен мраморный фонтан в Собственном садике Екатерининского парка. Музей держит линию на воссоздание императорской резиденции на начало 1917 года

Павильон «Шапель», или готическая капелла (часовня), был построен в 1825–1828 годах по проекту архитектора Адама Менеласа в виде романтической полуруины. Одна башня с трещинами на фасаде стоит крепко, от другой мало что осталось. На втором этаже башни находится собственно часовня. Лепной сводчатый потолок украшает равносторонний крест, который отвечает назначению здания. Скромный интерьер украшала статуя Спасителя, созданная немецким скульптором Иоганном Даннекером. Сейчас она находится в собрании Эрмитажа. Единственное стрельчатое окно имело разноцветное остекление, остальные окна были нарисованы.

«Шапель» меньше пострадала в годы войны по сравнению с другими постройками Царского Села. После 1945 года была проведена минимальная консервация, но за несколько десятилетий здание пришло в аварийное состояние. Его комплексная реставрация велась последние четыре года. Чертежи Менеласа не обнаружены — реставраторы опирались на иконографию XIX — начала ХХ века: планы и изображения фасадов, фотоснимки. В итоге были усилены конструкции здания, подведена инженерия, воссоздан медный выколотной декор — краббы и маскароны. 

Над шатровой крышей на высоте 35 м находился медный флюгер в виде петуха. В войну он пострадал от пуль и лишился хвоста. При реставрации «Шапели» музейщики решили заменить ветерана, который станет музейным экспонатом, на нового петуха и заложить в основание флюгера капсулу с посланием будущим коллегам. Оно заканчивается словами: «Царское Село — лучшее место на Земле».

Несмотря на круглые ниши по сторонам шатра, часов на «Шапели» не было. Об этом свидетельствует отсутствие лестниц и внутренних пространств для размещения механизма. Зато в ходе реставрации были обнаружены четыре циферблата-обманки из оцинкованной жести. Причем они были повернуты тыльной стороной. Лицевая показывала 2:27. Вероятно, это творение советского времени, с высоким качеством оцинковки. Но подвел рисунок, и циферблаты развернули. После реставрации «часам» вернут историческое время — 11:57, которое известно по старым фотографиям.

В интерьере расчищены все росписи. Обнаружен небольшой фрагмент голубой краски вокруг одной из розеток на потолке. По-видимому, это была только проба, потому что остальная роспись имеет песочный цвет. По стенам на голубых живописных драпировках найдено несколько декоративных гвоздей со следами позолоты на шляпках. Вокруг «Шапели» сохранены груды гранитных глыб. Это память о XVIII веке, когда на этом месте был люстгауз (охотничий павильон), окруженный бастионом. Подобная конструкция сохранилась и вокруг менеласовской Белой башни в том же Александровском парке. 

Музейщики долго обсуждали, какую экспозицию создать в капелле. Сначала была идея сделать копию статуи Христа, и Эрмитаж дал согласие на ее создание бесконтактным методом. Но потом решили установить там подлинный памятник великой княжне Александре Николаевне (Адини) работы Ивана Витали. Он находился в утраченной ныне «Малой Шапели», посвященной памяти любимой дочери Николая I, которая умерла в 19 лет от туберкулеза. Статуя сохранилась в фондах ГМЗ «Царское Село».

Ольга Таратынова, директор музея-заповедника, рассказала TANR, что реставрация «Шапели» — это некоммерческий проект. Вход сюда будет бесплатным. Более того, приведение в порядок павильона потребовало мелиорации 10 га Александровского парка, реставрации фасадов соседней оранжереи и каменного моста на Сиреневой аллее. Общая стоимость работ составила 154 млн руб., которые делятся примерно поровну между бюджетными деньгами и средствами, заработанными самим ГМЗ.

Во время земляных работ были найдены останки двух бойцов Красной армии, погибших, судя по военной форме, осенью 1941 года. Они не успели вписать свои имена в солдатские медальоны. Там же были найдены фляга и советские монеты 1937 года выпуска.

Другой открытый после реставрации объект — фонтан из каррарского мрамора — является памятником фантастическим обстоятельствам. Когда в начале 1944 года Анатолий Кучумов осматривал Царское Село, он отметил в своих записках, что рядом с сожженным Екатерининским дворцом сохранился закопченный, но целый фонтан. Екатерина II не любила фонтанов, известна ее фраза: «Фонтаны мучают воду». Александр II был иного мнения и в 1866 году заказал архитектору Александру Видову и скульптору Грациозо Ботте проект фонтана. Его чаша помещена внутрь восьмиугольного бассейна и украшена вазами-кашпо. Фонтан питался от водопровода, и это ему повредило. Нежный мрамор быстро покрывался ржавчиной, поэтому в начале 1980-х годов воду отключили. Теперь создана замкнутая система, по которой насосы будут гонять 8 тыс. л предварительно очищенной воды.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+