18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Параллельные миры хижин

№65
Материал из газеты

Как изоляция влияет на философов, показывает выставка «Машины для размышлений» в Фонде Prada в Венеции

В названии выставки спрятана антитеза знаменитой формуле Ле Корбюзье «дом — машина для жилья». Ее цель — показать, как изоляция, или «архетип хижины», отражалась на мыслителях. Три крупных философа ХХ века — Теодор Адорно (1903–1969), Мартин Хайдеггер (1889–1976) и Людвиг Витгенштейн (1889–1951) — были, по сути, отшельниками. Хайдеггер жил в деревне в Шварцвальде в Германии. Витгенштейн прятался в фьордах в Шолдене в Норвегии. Адорно бежал от нацистов сначала в Оксфорд, а затем в Лос-Анджелес. Поэтому в центре выставки — инсталляция «Хижина Адорно» шотландского художника и поэта Яна Гамильтона Финлея, а также реконструкция домиков, где Хайдеггер сочинил «Бытие и время», а Витгенштейн — «Логико-философский трактат». По мнению куратора Дитера Ролстрайте, изоляция, намеренная или навязанная, вдохновляла философов на протяжении многих лет.

Непритязательный домик Адорно в районе Брентвуд увековечил фотограф Эван Телфорд. А Патрик Лейзи замахнулся на целую серию «Немецкие фотографии», отсняв дома и рабочие кабинеты крупных немецких философов и писателей. Связь между местом изгнания и мыслью интересует и художницу Сьюзен Филипс, вдохновив ее на аудиоинсталляцию со звуковой дорожкой, основанной на киномузыке Ханса Эйслера, друга Адорно. Ансельм Кифер создал скульптуру в диалоге с Александром Клюге, помощником Адорно в последние годы его деятельности во Франкфуртской школе, а также видео «Холод — цепь Бога», основанное на интересе философа к кинематографу. Хайдеггеровский блок состоит из модели его «хижины» в Шварцвальде, фотографий философа с женой, сделанных там Динье Меллер-Маркович, а также керамики Яна Бонтьеса ван Бика, аналогичной той, что была в доме Хайдеггера. 

Еще несколько авторов, в том числе Джулио Паолини, размышляют о влиянии философии Хайдеггера на строительство современного жилья. Отсек Витгенштейна реконструирует его дом в Шолдене. Внутри — «Голова девушки» (1925–1928), единственное произведение искусства, созданное философом. Логика Витгенштейна вдохновила норвежских художников исследовать влияние философа на архитектуру. Гошка Мацуга создала три скульптуры трех философов в терракоте, фарфоре и резине. Герхард Рихтер перекрасил фото швейцарских холмов и демонстрирует скульптуру «Кугель III», напоминая, что эта работа впервые была показана 25 лет назад в горной деревушке Зильс-Мария, где Фридрих Ницше сочинил «Так говорил Заратустра». Для фанатов отшельничества выставка дополнена историческим разделом о жизни анахорета святого Иеронима (347–419), переводившего в Синайской пустыне Библию на латынь. 

Фонд Prada
Машины для размышлений
До 25 сентября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+