18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт проект Cosmodreams Марины Федоровой

Вышло русское издание книги Джеральдин Норман об отце и сыне — Борисе Борисовиче и Михаиле Борисовиче Пиотровских

№64
Материал из газеты

Династия директоров Государственного Эрмитажа возникла не только благодаря личным качествам отца и сына Пиотровских, но и в силу многих других обстоятельств

Русское издание книги Джеральдин Норман, журналистки, некогда создавшей в Британии Фонд друзей Эрмитажа, ныне — советника директора этого музея, об отце и сыне — Борисе Борисовиче и Михаиле Борисовиче Пиотровских, занимавших директорский пост в общей сложности более полувека (на сегодня примерно поровну), состоит из 13 новелл. В книге нет строгой хронологии, но есть возвраты и повторы значимых фактов. Скажем, в главе о 250-летней истории Эрмитажа Норман замечает, что Михаил Пиотровский — сторонник авторитарной модели управления, хотя мог выбрать и другой путь. Мысль вброшена, ее развитие последует через несколько глав, ближе к финалу.

В главе о Борисе Пиотровском для нас, читавших про открытие государства Урарту, важен рассказ о его коллегах — погибшем в сталинских застенках Антоне Аджяне и Леоне Гюзаляне, получившем пять лет лагерей. Михаил Пиотровский вспоминает о двух подарках Гюзаляна. Первый — лагерный ватник, в котором он студентом ездил на картошку. Это был, как у мистиков, дар учителя ученику. Еще один подарок — первая в его жизни бритва, Gillette, привезенная Гюзаляном в годы хрущевской оттепели из Лондона, где он читал лекции по приглашению Британского музея. Такие образы точно рисуют жизнь интеллигенции в послевоенное время.

Самого Б. Б., как небезосновательно предполагает Норман, спас от репрессий в начале 1950-х годов тот факт, что его статью об Урарту внимательно читал «вождь всех народов». Другое интересное предположение касается причины увольнения Михаила Артамонова, предшественника Бориса Пиотровского на посту директора Эрмитажа. Популярная версия — он пострадал из-за разрешения провести в служебных помещениях музея выставку неофициальных художников: Михаила Шемякина, Владимира Овчинникова и других, работавших в музее такелажниками. Норман же считает, что свою роль сыграла поддержка им Антонины Изергиной, красавицы, альпинистки, заведующей западноевропейским отделом музея, которая боролась за постоянный показ коллекций Щукина и Морозова.

Глава «Рождение династии» начинается с комментария: когда 19-летний Михаил узнал о возможном согласии отца возглавить Эрмитаж, то объявил, что уйдет из дома. Сочтем его легендой. Но остается фактом, что «Мишины университеты» начинались с походов по закрытым тогда для посторонних Петропавловской крепости и Инженерному замку. Б. Б. посоветовал сыну заняться арабистикой и изучением ислама, потому что из СССР в арабские страны было проще попасть. В 30 лет Михаил Пиотровский преподавал в Йемене историю этой страны. Позднее опубликовал статьи в Малом словаре ислама, культовом двухтомнике «Мифы народов мира», отвечал за историческую часть советско-йеменской комплексной экспедиции АН СССР.

Описание его частных походов по Средней Азии и Кавказу вместе с приятелем Иваном Стеблиным-Каменским, иранистом, скончавшимся в мае 2018 года, пожалуй, интереснее именно русскоязычному читателю, знакомому с советскими реалиями. Равно как и главы, посвященные перестройке и началу нового капитализма. Тогда и произошло назначение Михаила Пиотровского директором Эрмитажа — вероятно, при поддержке Евгения Примакова, в ту пору руководителя Службы внешней разведки.

В 1994 году Михаил Пиотровский создал в Эрмитаже Международный консультативный совет из директоров в отставке крупнейших музеев мира. Совет предложил разместить в Главном штабе не коллекцию прикладного искусства, как предполагалось первоначально, а Анри Матисса и его современников. В 1996-м, незадолго до президентских выборов, Борис Ельцин посетил Эрмитаж — и через несколько месяцев вышел указ об особом статусе музея. Он начал финансироваться отдельной строкой в бюджете, а его директор стал политической фигурой. Впрочем, этот статус надо постоянно подтверждать, что Михаил Борисович успешно и делает.

Норман завершает свою книгу вопросом: «Кто вы, Михаил Пиотровский?» И предлагает собственную версию ответа: «Он и теперь скорее марксист, верящий в идеалы коммунизма, нежели капиталист. И в то же время он — мистик, убежденный в том, что Эрмитаж повелевает им, а не наоборот».

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+