18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В парижском Гран-пале воздвигнут монумент: самая масштабная инсталляция Кабаковых

В гигантском пространстве галереи возник целый город-утопия с кварталами и лабиринтами улиц.

Скептики твердили, что шестой «Монументы» в Гран-пале в Париже не будет. Голосовали за социалистов — получайте: времена голодные, не до современного искусства. Слухи множились, и министерство культуры даже подтвердило их. Но для Ильи и Эмилии Кабаковых, принявших эстафету от Ансельма Кифера, Ричарда Серры, Кристиана Болтански, Аниша Капура и Даниеля Бюрена, эти заявления означали лишь одно: у них есть еще время, чтобы придумать свою самую масштабную выставку. «Несколько лет назад кто-то спросил нас, считаем ли мы, что искусство может повлиять на политику. Конечно, нет. Мы и сегодня по-прежнему уверены в этом. Но мы убеждены, что искусство может изменить нашу манеру думать, размышлять, мечтать, действовать. Искусство может изменить наш образ жизни», — так объясняет идею «странного города» Эмилия Кабакова, супруга, муза, менеджер, — та, которая «делает все остальное, пока Илья рисует».

На этот раз чета создала не просто инсталляцию, а нечто большее — эпопею, где переплетаются эпохи и течения, формы и чувства, иллюзии и ностальгия, разочарования и мечты. Мечты, искушающие и ведущие человека и мир к ка тастрофе. И каждый квадратный сантиметр из 13,5 тыс. м2 этого «странного города» словно говорит: остановитесь, подумайте, вспомните.

В городе Кабаковых 8 больших блоков-конструкций. Ворота — в северной части нефа Гран-пале, под цветным куполом. Войдя в них, зритель оказывается в непредсказуемом лабиринте. На выбор — пять направлений-указателей. Пустой музей — не иначе как перекличка с Альтернативной историей искусств, развернутой в 2008 году в московском «Гараже»; Мана, где люди свято верят в некую сверхъестественную силу; Центр космической энергии — конструкция в духе татлинской башни, призрак которой маячил у Кабакова еще в Красном вагоне в начале 1990-х; Как встретить ангела?, в объятия которого мечтает броситься человек, достигший всего, о чем мечтал; и наконец, Двери. За пределами города — Белая часовня, в которой думается только о хорошем, и, соответственно, Темная часовня, не предвещающая ничего приятного. Стоит ли говорить, что на улицах «странного города» на каждом шагу встречаются узнаваемые картины и макеты самого художника? Директор московского Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, куратор «Монументы» с российской стороны (французов представляет Жан-Юбер Мартен), когда-то говорила, что Илья Кабаков стал человеком, изменившим ее мир. Сегодня шанс на судьбоносную встречу выпал и французам. Выставка организована Министерством культуры Франции, Министерством культуры РФ, Департаментом города Москвы и Мультимедиа Арт Музеем.
Национальные галереи Гран-пале
Странный город. Илья и Эмилия Кабаковы

Париж
10 мая — 22 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+