18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Собрание нонконформистов Леонида Талочкина переезжает в Третьяковку, вопреки воле коллекционера

Его вдова считает, что там будут лучшие условия, чем в Российском государственном гуманитарном университете, где хранилась коллекция.

Вдова коллекционера Леонида Талочкина Татьяна Вендельштейн заявила о расформировании музея «Другое искусство» при Российском государственном гуманитарном университете. Леонид Талочкин (1936–2002), инженер-конструктор, обладал одной из крупнейших коллекций русского искусства 1950–1980-х годов. По словам вдовы, «у него была очень высокая планка и совершенно утопическая идея составить своего рода культурологический срез времени, отразить его в своей коллекции , которое прямо тогда создавалось». В его собрании, насчитывающем около 2 тыс. работ, находятся уникальные произведения Оскара Рабина, Михаила Рогинского, Александра Косолапова и других, не менее крупных художников, причем очень малая доля — купленные произведения, так как многие он получал в дар. Музей «Другое искусство» при РГГУ, на тот момент одном из наиболее престижных московских вузов, был основан Леонидом Талочкиным в 1997 году, а в 2000-м открыт для изучения произведений студентами и популяризации советского андерграундного искусства. По словам хранителя и куратора «Другого искусства» Юлии Лебедевой, в личном разговоре Татьяна Вендельштейн сообщила о своем намерении расторгнуть договор временного хранения и передать коллекцию Государственной Третьяковской галерее, хотя сам коллекционер был против. Новость о расторжении контракта стала для работников музея сюрпризом: «Ничего такого мы не обсуждали, наоборот, были заявления о том, что мы постараемся сохранить музей». Это подтвердила и директор музея Ирина Баканова, добавившая, что незадолго до объявления о передаче коллекции Третьяковке, Татьяна Вендельштейн договаривалась с новым директором ГМИИ Мариной Лошак о перемещении собрания туда: «Татьяна Борисовна приходила по поводу того, чтобы коллекцию разместить в пушкинском музее, официально ее записать в книгу поступлений Пушкинского музея, но оставить в РГГУ экспозиционную часть. Буквально за месяц до этого Татьяна Борисовна приезжает в Пушкинский музей, Марина Лошак говорит да, и мы с ней обсуждаем, что мы бу дем думать о том, как ее экспонировать, какое прежде всего надо закупать оборудование и можно ли сделать климат». Сама вдова от комментариев о причинах изменения решения отказалась. В качестве возможной причины изъятия коллекции Лебедева назвала не совсем удовлетворительные условия хранения и финансирования, которые, она, впрочем, и не скрывала ранее: «Мы даже не могли издать каталог. Я ищу грант, но коллекция частная, и я должна это указать, все равно вскроется». Заведующий отделом новейших течений ГТГ Кирилл Светляков добавил, что во многом «Другому искусству» мешало отсутствие музейного статуса: «Это актовые залы, учебные залы, где висят работы и украшают стены, где в идеале должно было быть какоето изучение этих работ, но они даже не были отсняты, хотя договор предусматривал еще и съемку, хотя на это было 15 лет».

Однако заявления о 15 годах невыполнения условий неправомерны: по словам Ирины Бакановой, по разным причинам Татьяна Вендельштейн долгое время не могла вступить в право наследования, и работники музея «Другое искусство» на протяжение десяти лет ничего с произведениями сделать не могли ввиду отсутствия лица, с которым можно было бы подписывать документы. Кроме того, она добавила, что в РГГУ не было климата еще и потому, что руководство университета знало, что Леонид Прохорович соглашался на экспонирование коллекции без него, и поэтому университет рассматривал ситуацию как не очень удовлетворительную, но воз можную. «Не потому, что он не хотел привлекать спонсоров, а потому что энергетические мощности университета таковы, что поставить климатические установки было невозможно. Там, где можно было сделать климат, в хранении, он был сделан», — отмечает Баканова. Никаких юридических претензий к вдове Талочкина сотрудники музея не имеют, сожаление вызвало только то, что коллекция будет передана ГТГ до конца учебного года, несмотря на то что студенты разных факультетов изучают произведения, находящиеся в ней. Исследование коллекции, по словам Бакановой, велось все время ее нахождения в РГГУ. Юлия Лебедева же выказала опасение, что коллекция Леонида Талочкина просто растворится в собрании Третьяковской галереи. Однако Кирилл Светляков на будущую жизнь коллекции смотрит с оптимизмом: «В ноябре мы откроем вариант постоянной экспозиции с этими вещами. В конце года они уже будут в экспозиции. По крайней мере 60–70 работ туда войдут. У нашего отдела есть интерес увидеть вещи, которые уже находятся в коллекции, в контексте музея «Другое искусство», чтобы они встретились. У нас небольшая коллекция ассамбляжей, а у Леонида — замечательная, у нас нет Рогинского такого уровня, не говоря уже о том, что его Красная дверь — оригинал, а у нас это повтор. Так что, помимо того, что мы обеспечим им уход и сохранность, они начнут жить уже в другом контексте большой истории русского искусства и того собрания, которое у нас уже сложилось». - Д. П.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+