18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Метрополитен-музее ввели в моду сутаны и тиары

№64
Материал из газеты

На выставке «Божественные тела» представили, как католические традиции влияют на мировой fashion-дизайн

Выставку, которая получила поэтическое название «Божественные тела», ее куратор Эндрю Болтон считает «самым амбициозным из всех состоявшихся когда-либо проектов на похожую тему». Хотя бы потому, что Ватикан прислал для показа в Нью-Йорк около 40 шедевров религиозного искусства XVII–ХХ веков. Они хранятся в ризнице Сикстинской капеллы, и большая часть из них никогда не покидала территорию Святого престола. Помимо предметов религиозного культа, это еще и разнообразные повседневные и праздничные облачения, принадлежавшие 15 папам, включая и пару красных туфель Иоанна Павла II. Из других традиционных атрибутов выставлены знаменитые папские перстни и тиары (трехъярусные короны, которые глава Римско-католической церкви носит с XIV века), одна из которых, подаренная Пию IX испанской королевой Изабеллой II, усыпана аж 18 тыс. бриллиантов! 

Чтобы оценить щедрость Ватикана, надо вспомнить, что предыдущий раз он давал вещи такого уровня Метрополитен-музею в 1983 году на выставку «Коллекции Ватикана», которая и по сей день остается в числе самых успешных по количеству посетителей за всю историю музея. 

К нынешней выставке Ватикан проявил столь пристальный интерес не столько и не только для рекламы своих скрытых от глаз сокровищ. «Вы то, что вы носите, и Бог не только сотворил самого человека, но и одел его», — заявил кардинал Джанфранко Равази, президент Папского совета по культуре, на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, подтвердив  свои слова цитатой из Библии: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Быт. 3:21).

Что же касается fashion-дизайна, то включенные в экспозицию 150 образцов одежды и аксессуаров от ведущих мировых модельеров с начала ХХ века до наших дней демонстрируют, насколько буквально они порой вдохновлялись и вдохновляются лучшими образцами религиозного искусства. Это очевидно, например, в выставленных вместе кресте XI века для процессий и вечернем платье (осень — зима 1997–1998 годов) Джанни Версаче или в фрагменте напольной мозаики VI века и ансамбле Dolce & Gabbana (осень — зима 2013–2014 годов). И таких примеров на выставке предостаточно. А на возникающий у зрителя вопрос, зачем служителям культа столь богатый гардероб, у представителя Ватикана тоже готов ответ: «У всех религий есть свои облачения и аксессуары. Сами по себе они ничего не значат, под ними мы все равно носим одежду мирскую. Они роскошны и богато украшены лишь для того, чтобы символизировать трансцендентное измерение религиозных таинств».

Метрополитен-музей
Божественные тела 
До 8 октября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+