18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Символу режима готовят новую роль

№64
Материал из газеты

Итальянские ультраправые считают, что культура — стратегический актив страны, и предлагают превратить Казу дель Фашио в музей современного искусства

Итальянская ультраправая партия «Лига» получила на прошедших в марте всеобщих парламентских выборах 18% голосов и имеет все шансы войти в состав нового коалиционного правительства, а ее глава Маттео Сальвини — стать премьер-министром. «Лига» не раз выступала с предложением превратить бывшую штаб-квартиру фашистов на озере Комо в крупнейший в стране музей современного искусства, архитектуры и дизайна. Проект излагается в антииммиграционном, евроскептическом манифесте Сальвини.

В предвыборной кампании партии основной акцент делался на европейский миграционный кризис, культуре уделили не много внимания. Тем не менее в манифесте «Лиги», озаглавленном «Сальвини — премьер», целых три страницы занимает глава «Культурное наследие и итальянское самосознание», где именно культура определяется как «стратегический актив нашей страны» и «область, которая может гарантировать нам первенство по сравнению с другими странами мира». Среди предложений нового кандидата в премьеры — централизованный отдел маркетинга, который будет развивать культурный туризм в тандеме с региональными организациями и 30 основными государственными музеями, два года назад отвоевавшими автономию у предыдущего, левоцентристского правительства. Проводивший реформу министр культуры Дарио Франческини после выборов потерял свое место. Критикуя итальянские музеи за неорганизованность и слабость в области цифровых технологий, «Лига» предлагает консолидацию негосударственных институтов и децентрализацию национальной сети. Еще одно предложение — стимулировать торговлю произведениями искусства, снизив НДС на их покупку и ослабив «чрезмерный общественный контроль» за рынком антиквариата.

Из недавних и наиболее любопытных «среднесрочных» культурных инициатив упоминается «создание крупнейшего музея современного искусства, архитектуры и дизайна на севере Италии в палаццо Терраньи и смежных зданиях».
Строительство строгого бетонного палаццо с кубической структурой, образца итальянского рационализма архитектора Джузеппе Терраньи, началось по решению Национальной фашистской партии Бенито Муссолини в 1932-м и было завершено в 1936 году. Оно известно под названием Каза дель Фашио, или Дом фасций, это одна из 5 тыс. штаб-квартир итальянских фашистов, построенных по всей Италии.

Каза дель Фашио задумывалась как символ режима. Передний двор и атриум проектировались для проведения многолюдных митингов. Терраньи сотрудничал с художниками Марчелло Ниццоли и Марио Радиче, которые работали над декоративным оформлением здания, включая гигантский портрет Муссолини на фасаде, отвергнутый партией как недостаточно праздничный, и мраморную статую дуче в конференц-зале.

В здании, восстановленном после Второй мировой войны, с 1950-х годов размещается филиал финансовой полиции Италии, и просто так сюда не попадешь. О превращении особняка в музей говорят уже много лет. В феврале городские власти Комо сделали первый шаг, подписав соглашение с племянником архитектора и распорядителем его наследия Аттилио Терраньи, чтобы открыть архитектурный памятник для туристов и, возможно, обратиться в ЮНЕСКО за присвоением ему статуса объекта всемирного наследия.

Однако напряженная предвыборная кампания вызвала протесты против инициатив правых партий, чему способствовало радиоинтервью Сальвини, где он сказал, что Муссолини «сделал многое» для Италии, в частности осушил болота и ввел пенсии. Правда, уточнил, что «предпочитает демократию» и «ненавидит диктатуры любого рода». 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+