18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Так ли необходимы художникам галереи, как хотят убедить в том галеристы?

Практика некоторых авторов демонстрирует обратное. Институциональная ценность галерей пока не подвергается всеобщему сомнению, но и на месте дело не стоит.

Когда год назад закрылась галерея Haunch of Venison, Жоана Вашконселуш осталась разом без представительства и в Лондоне, и в Нью-Йорке: и там и там имелись подразделения Haunch of Venison, с 2007 года принадлежавшей Christie’s. И что же? Удручающее обстоятельство поразительным образом никак не сказалось на траектории португальской сверхновой звезды; притом случай Вашконселуш, как выясняется, не только не единственный, но и вполне даже типичный.

В лиссабонской студии вместе с Вашконселуш трудится команда из 45 человек; художница говорит, что лично не против довериться какому-нибудь известному галеристу, но не хочет торопиться: «Зазывает много кто, но вот своего единственного я пока не нашла». В планах — продолжать сотрудничество с небольшими пространствами, подобными Casa Triângulo в Сан-Паулу, где до 3 мая проходит выставка ее работ, а также Galería Horrach Moya в Пальма-де-Майорка или Galerie Nathalie Obadia в Париже и Брюсселе. «Вашконселуш, разумеется, обросла связями в мире искусства — ну и вот», — делает вывод куратор из Лондона Оливье Варен. Действительно, работы художницы — в крупнейших частных коллекциях, например у Франсуа Пино, ряд ее выставок, в том числе в Версале в 2012 году, получил самые благосклонные отзывы кри-тиков, — что удивительного в том, что ей по силам самой обеспечивать свое художественное производство? Общаться со своими коллекционерами она может напрямую: почитатели ее таланта регулярно получают рассылку. «Зачем Вашконселуш платить 50% комиссионных, когда у нее и так все хорошо? Нет смысла ей пристраиваться к какой-нибудь крупной галерее», — считает Варен, кураторствующий в Музее старого и нового искусства на острове Тасмания; по его словам, всякий раз, когда есть возможность работать с художником напрямую, он не прибегает к услугам галерей.

Как говорит лондонский дилер Кенни Шахтер, «возможно, не за горами время, когда прогресс и технологии дойдут до того, что прежние галереи, выставки и все такое окажутся не-нужными». «Уже есть такие персонажи, как, например, лос-анджелесский художник Алекс Израиль (в Берлине его представляет Peres Projects, в Париже Almine Rech, и он выставляется в нескольких галереях Нью-Йорка, ни одна из которых не обладает эксклюзивным правом на произведения художника. — TANR), которые продают свои работы за сотни тысяч долларов, — на кой им снисходить до каких-то там галереек?» То, что художники сейчас стали гораздо требовательнее к своим представителям, отмечает и Варен. На сегодняшнем арт-рынке множество альтернативных способов заявить о себе миру — и только одним из них является личный менеджер, а то и целый штат сотрудников, способных взять на себя традиционно галерейные функции. Такие новшества, однако, таят в себе не-мало опасностей, уверена лондонский консультант по вопросам приобретения произведений искусства Эмили Цингоу. «Я не думаю, что эти модели когда-нибудь станут определяющими. Разбираться в тонкостях арт-рынка совсем не просто. Галереи в этом смысле пред лагают профессиональные услуги. Что же касается цен, то это вопрос очень деликатный — художнику лучше в него не вникать, здесь один в поле не воин», — говорит она. «Художникам нужны арт-дилеры, чтобы поддерживать спрос на их работы на вторичном рынке и аукционах», — объясняет лондонский коллекционер Дэвид Робертс, добавляя, что покупателю спокойнее, если автора представляет известная галерея. «Многие коллекционеры так интересуются у художников: «Простите, а вы чей?» — и, когда выясняется, что именитые крупные галереи с художником еще не работают, следующий вопрос: «А почему?»  Это заставляет наших творцов стремиться к сотрудничеству с дилерами». Робертс признается, что предпочитает покупать у галерей, а не напрямую, поскольку экономия от сделки в мастерской «минимальна», тогда как хорошие отношения с дилерами для покупателей имеют решающее значение.

Так что молодые художники, процветающие без помощи галеристов, по-видимому, скорее исключение, неже ли правило, считает лондонский дилер Джо Ла Плака, основатель и управляющий директор компании All Visual Arts, которая, об этом необходимо сказать, финансируется из миллиардного хедж-фонда и специализируется на искусстве всех видов. «Начинающим свой путь в мире искусства галерея просто необходима. Молодые художники, как правило, бедствуют, им не по карману производственные затраты, доставка, страховка, пиар — всю эту огромную работу берут на себя галереи. Едва художник становится звездой, он готов пуститься в свободное плавание. Но связь с галереей сохраняется: где-то же нужно организовывать выставки», — рассказывает он. Это как раз случай Аниша Капура, который, как говорит Ла Плак, «ни к какой галерее не привязан, однако сохраняет теплые отношения с Lisson,  до того десятилетиями представлявшей искусство Капура». Пресс-секретарь Капура как-то рассказывал, что художник показывает директору Lisson Николасу Логсдейлу, мнением которого очень дорожит, каждую свою работу.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+