18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ретроспектива Франтишека Купки проходит в Гран-пале

№63
Материал из газеты

Подробный академический показ художника должен поставить его в один ряд с другими пионерами абстракции — Василием Кандинским и Казимиром Малевичем

Огромная ретроспектива Франтишека Купки (1871–1957) — самого известного французского художника чешского происхождения, который проложил прямой и логичный путь от венского символизма к космополитической абстракции. В Гран-пале собрано 300 произведений из самых престижных музеев мира, в том числе Центра Помпиду в Париже, Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Альбертины в Вене, Атенеума в Хельсинки, Национальной галереи в Праге. По словам Маркеты Тейнхардт, сокуратора проекта, историка искусства из Сорбонны, так получилось, что Купка менее известен, чем другие пионеры абстракции — Василий Кандинский и Казимир Малевич. Подробный академический показ художника, начиная с его ранних произведений 1890-х годов до поздних работ 1950-х, должен восполнить этот пробел. Заодно напомнить девиз Купки, который уместен во многих ситуациях и приличествует любому художнику: «Во всех искусствах, когда вы выделите одну вещь, она всегда с самого начала связана и существует из-за наличия другой». 

Купка начинал с картин «Почему мы созданы?» и «Медитации», отсылавших к Ниц­ше и эзотерической философии. Потом была работа иллюстратором-репортером в журналах, которая давала не только заработок, но и свободу мысли. В 1910-е годы художник создает свои первые абстрактные картины «Диски Ньютона. Этюд фигуры в двух цветах» и «Аморфа. Реплика фигуры в двух цветах». В конце 1920-х Купка заинтересовался связью между новым искусством и прогрессом в мире машин и механизмов. Тогда появилась изысканная картина «Fanny Machine: машинерия», которая ближе к конструктивистам. 

В 1931-м Тео ван Дусбург, один из основателей группы De Stijl, пригласил Купку участвовать в создании ассоциации «Абстракция-креация» для поддержки геометрического абстрактного искусства. Купка откликнулся с энтузиазмом, сочинил несколько манифестов, в том числе «Ложь третьего измерения», и создал абстрактные композиции, построенные на взаимодействии черных линий и белого фона.

В последние десятилетия жизни Купка работал над «Серией C» — минималистической линеарной абстракцией, напоминающей одновременно и работы Кандинского, и Мондриана. После показа в Париже выставка осенью 2018 года отправится в Прагу, а весной 2019-го переместится в Хельсинки. 

Гран-пале
Купка. Пионер абстракции
До 30 июля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+