18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей запрягает красного коня

№63
Материал из газеты

Впервые за 40 лет здесь покажут рисунки Кузьмы Петрова-Водкина как самостоятельные произведения

Юбилей Кузьмы Петрова-Водкина (1878–1939), знаменитого символиста и неоклассициста, богоискателя и автора картин на революционные темы, стал поводом для показа 250 его произведений из более чем трех десятков отечественных музеев и частных коллекций. Русский музей и Третьяковская галерея выступают главными держателями работ художника — как по качеству, так и по количеству. Помимо юбилея, есть и другие веские причины для столь большой ретроспективы. Во-первых, это желание озадачить новые поколения зрителей вопросом: «Про что это?» — предъявив им знаменитые картины мастера. Во-вторых, Русский музей после 40-летней паузы подробно покажет рисунки художника как самостоятельные, станковые вещи. 

Петров-Водкин — яркий пример художника-номада, всю жизнь перемещавшегося в пространстве и времени. Его интересовали и русская икона, и итальянское Возрождение, и импрессионизм с кубизмом. Маршруты его путешествий — от Ферапонтова монастыря до Северной Африки, с остановками разной степени продолжительности в Венеции, Лондоне, Мюнхене, Париже… Из Франции он привез жену, урожденную Марию Йованович, которая 32 года была его музой, а потом вместе с дочерью Еленой пыталась сохранить его наследие.

Не только страсть к путешествиям, но и случай сыграл свою роль в судьбе Петрова-Водкина. В 1895 году юный работник артели по изготовлению вывесок в Хвалынске познакомился с архитектором Романом Мельцером. Тот пригласил его в Петербург, а через несколько лет доверил эскиз майолики «Богоматерь с Младенцем» для фасада Ортопедического института. В 1910 году художник стал знаменитым, показав картину «Сон». Спящий на голых камнях нагой юноша видит во сне обнаженных богинь. По одной из версий, это Красота и Уродство, и после пробуждения юноше придется выбирать между ними свой жизненный путь. Более века назад в публичной газетной полемике схлестнулись Илья Репин и мирискусник Александр Бенуа, который не сильно симпатизировал автору «Сна», но нашел картину заметным событием. Через два года «Купание красного коня» выставили в Москве сами мирискусники. После 1917-го картину назвали гениальным предчувствием войн и революций. Сам автор говорил о «скрытом сюжете», но картина тем и хороша, что оставляет вопрос открытым. На полотне «Жаждущий воин» изображен юноша, держащий под уздцы белого коня и копье, и убегающие от него нимфы-купальщицы. Принято считать, что герой картины испытывает жажду, возможно духовную. Но тогда почему свободной рукой он тянется к легким одеждам красавиц? С картинами «Богоматерь Умиление злых сердец» и «1918 год в Петрограде», или «Петроградская мадонна», кажется, проще. Это высказывания против войны и насилия, за вечные ценности.

Но известно, что Петров-Водкин принял революцию, занимался дизайном Театральной площади в Петрограде к первой годовщине Октябрьской революции, служил в реорганизованной Академии художеств, был активистом созданной Андреем Белым Вольной философской ассоциации (Вольфила), которая пыталась строить социализм с человеческим лицом. Поздние работы Петрова-Водкина несут на себе печать соцреализма. Полезно посмотреть на «Новоселье», где многочисленные радостные пролетарии внесли печку-буржуйку с длинной трубой в барскую квартиру с картинами в золоченых рамах. 

Центральные экспонаты графического раздела выставки — эскизы к картинам «Берег» и «Сон», а также изысканная (написанная разведенной тушью) парижская серия 1924–1925 годов: гарсоны, проститутки, публика в кинотеатре и политическом ка­баре.  

Русский музей
Кузьма Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения
25 мая – 20 августа

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+