The Art Newspaper Russia
Поиск

Легенда Фаберже: ab ovо

Шедевры Музея Фаберже в Санкт-Петербурге собраны под обложкой академического альбома, вышедшего в свет одновременно на двух языках — русском и английском

У легенды Фаберже — два рождения. Первое пришлось на Светлое Христово Воскресенье 1885 года. Император Александр III решил заказать у известного ювелира подарок императрице Марии Федоровне — пасхальное яйцо. Оно должно было стать копией пасхального сюрприза французских ювелиров начала XVIII века, принадлежавшего принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадтской. Будущая императрица, некогда датская принцесса Дагмара, видела это миниатюрное изделие в семейной сокровищнице. Напомнить об отчем доме и должен был сюрприз, придуманный императором для супруги. Однако Карл Фаберже создал не просто реплику, а новую версию — современную, совершенную по технике, элегантную и более драгоценную. Так зародилась легенда — своеобразный ритуал ежегодной подготовки сюрприза, его ожидания и передачи на Страстной неделе в императорскую семью.

Хотя к тому моменту Карл Фаберже уже и сам по себе легенда, сотканная из профессионализма, техники, амбиций. Ординарная массовая продукция под знаком Фаберже — того же недостижимого качества, что и уникумы. Каждый предмет доводится до совершенства ручной обработкой. Фаберже не копирует исторические стили — он тонко чувствует вкус эпохи. Он не отдает дань моде, а формирует ее. Именно как «сюрприз», «фантазия» создавались пасхальные яйца Фаберже, ставшие устойчивым символом русской культуры в мире. После революции они оказались рассеяны по земному шару, лишь малая их часть оставалась в российских музеях.

Второе рождение легенды приходится на 2004 год. Тогда Виктор Вексельберг приобрел коллекцию Малколма Форбса, долго и методично собиравшего изделия Фаберже. Жемчужины коллекции — пасхальные яйца. Девять императорских, начиная с первого, с золотой курочкой, созданного для Марии Федоровны по заказу Александра III, и заканчивая аскетичным яйцом с георгиевской лентой военного 1916 года, преподнесенным матери Николаем II уже в последний раз. Не уступают им в изяществе и роскоши пасхальные сюрпризы, сделанные для герцогини Консуэло Мальборо и сибирской золотопромышленницы Варвары Кельх. Коллекция Форбса, оказавшаяся в России, стала ядром собрания Музея Фаберже.

Культурно-исторический фонд «Связь времен» за десять лет, приобретая на мировых аукционах произведения русского ювелирного искусства и возвращая их на родину, собрал крупнейшую в мире коллекцию произведений этой фирмы.
Издание «Фаберже. Сокровища императорской России» в равной степени презентует и богатство уникальной коллекции, и концепцию самого музея, открывшегося в 2013 году в отреставрированных фондом залах Шуваловского дворца в Петербурге. Собрание музея многогранно. Помимо всех направлений работы прославленной фирмы, в нем полно представлены изделия и других ведущих русских мастеров XIX — начала XX века: братьев Грачевых, Антипа Кузмичева, Павла Овчинникова, Федора Рюкерта, Ивана Хлебникова. Коллекция табакерок XVIII–XIX веков, иконы в драгоценных окладах, императорские дипломатические «кабинетские» подарки, предметы, скрывающие судьбы представителей российской аристократии. Стили и эпохи сменяют друг друга, империя раскрывает себя через мелочи частной жизни — вот что такое Музей Фаберже и многостраничный альбом о его сокровищах.

Статьи о разделах собрания написаны членами экспертного совета музея и другими ведущими специалистами: Ириной Бусевой-Давыдовой, Гезой фон Габсбургом, Кираном Маккарти, Татьяной Мунтян, Валентином Скурловым, Александром фон Солодкофф, Уллой Тилландер-Гуден­йелм, Екатериной Хмельницкой, Марком Шаффером. Издание дополняет справочный материал: хронология фирмы Фаберже, биографические сведения о мастерах, редкие архивные документы. 

Просмотры: 3474
Популярные материалы
1
В Венеции проходит ретроспектива Аршила Горки
В Ка’Пезаро привезли лучшие работы художника, от сезаннистских портретов 1920-х годов до абстрактных «пейзажей» 1940-х.
20 мая 2019
2
Рейтинг музеев – 2019: «красивая картинка» — идеал представления о современном музее
Главный прирост в российских музейных социальных сетях идет через Instagram — что вполне в мировом тренде.
22 мая 2019
3
Режиссер Дмитрий Черняков стал куратором 8-й Московской биеннале
Тему основного проекта, который покажут осенью в Третьяковке на Крымском Валу, в новообретенном после закрытия ЦДХ пространстве «Лаборатория», объявят позже.
23 мая 2019
4
Нотр-Дам-де-Пари может рухнуть от ветра и нуждается в срочном укреплении
К такому выводу пришли специалисты после первичной оценки ущерба от пожара, который уничтожил крышу и шпиль собора в ночь с 15 на 16 апреля.
22 мая 2019
5
Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»
Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор.
22 мая 2019
6
Умер Альберто Сандретти, друг русского искусства
Весть о смерти итальянского коллекционера (он скончался в Милане в возрасте 86 лет) опечалила очень многих в российском арт-сообществе: он не просто долгие годы покупал русское искусство, но был настоящим другом многим художникам.
20 мая 2019
7
Ударную неделю аукционов в Нью-Йорке достойно завершили Phillips и Sotheby’s
На вечерних торгах Phillips удалось продать 42 из 43 предложенных лотов на $100 млн. Настроение у участников и зрителей было приподнятым, и это подготовило почву для завершающего аккорда — вечернего аукциона Sotheby’s.
20 мая 2019
8
Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»
Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия.
21 мая 2019
9
Исторический барельеф обещают вернуть в «Лужники» после реставрации
В конце мая восстановленный барельеф работы известных советских скульпторов должны полностью смонтировать внутри нового Дворца водных видов спорта, построенного на месте бассейна «Лужники».
23 мая 2019
10
В Музее архитектуры имени А.В.Щусева проходит выставка «Александр Гегелло: между классикой и конструктивизмом»
Архитектору удалось осуществить более 100 проектов, большинство в родном Ленинграде.
20 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru