The Art Newspaper Russia
Поиск

Легенда Фаберже: ab ovо

Шедевры Музея Фаберже в Санкт-Петербурге собраны под обложкой академического альбома, вышедшего в свет одновременно на двух языках — русском и английском

У легенды Фаберже — два рождения. Первое пришлось на Светлое Христово Воскресенье 1885 года. Император Александр III решил заказать у известного ювелира подарок императрице Марии Федоровне — пасхальное яйцо. Оно должно было стать копией пасхального сюрприза французских ювелиров начала XVIII века, принадлежавшего принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадтской. Будущая императрица, некогда датская принцесса Дагмара, видела это миниатюрное изделие в семейной сокровищнице. Напомнить об отчем доме и должен был сюрприз, придуманный императором для супруги. Однако Карл Фаберже создал не просто реплику, а новую версию — современную, совершенную по технике, элегантную и более драгоценную. Так зародилась легенда — своеобразный ритуал ежегодной подготовки сюрприза, его ожидания и передачи на Страстной неделе в императорскую семью.

Хотя к тому моменту Карл Фаберже уже и сам по себе легенда, сотканная из профессионализма, техники, амбиций. Ординарная массовая продукция под знаком Фаберже — того же недостижимого качества, что и уникумы. Каждый предмет доводится до совершенства ручной обработкой. Фаберже не копирует исторические стили — он тонко чувствует вкус эпохи. Он не отдает дань моде, а формирует ее. Именно как «сюрприз», «фантазия» создавались пасхальные яйца Фаберже, ставшие устойчивым символом русской культуры в мире. После революции они оказались рассеяны по земному шару, лишь малая их часть оставалась в российских музеях.

Второе рождение легенды приходится на 2004 год. Тогда Виктор Вексельберг приобрел коллекцию Малколма Форбса, долго и методично собиравшего изделия Фаберже. Жемчужины коллекции — пасхальные яйца. Девять императорских, начиная с первого, с золотой курочкой, созданного для Марии Федоровны по заказу Александра III, и заканчивая аскетичным яйцом с георгиевской лентой военного 1916 года, преподнесенным матери Николаем II уже в последний раз. Не уступают им в изяществе и роскоши пасхальные сюрпризы, сделанные для герцогини Консуэло Мальборо и сибирской золотопромышленницы Варвары Кельх. Коллекция Форбса, оказавшаяся в России, стала ядром собрания Музея Фаберже.

Культурно-исторический фонд «Связь времен» за десять лет, приобретая на мировых аукционах произведения русского ювелирного искусства и возвращая их на родину, собрал крупнейшую в мире коллекцию произведений этой фирмы.
Издание «Фаберже. Сокровища императорской России» в равной степени презентует и богатство уникальной коллекции, и концепцию самого музея, открывшегося в 2013 году в отреставрированных фондом залах Шуваловского дворца в Петербурге. Собрание музея многогранно. Помимо всех направлений работы прославленной фирмы, в нем полно представлены изделия и других ведущих русских мастеров XIX — начала XX века: братьев Грачевых, Антипа Кузмичева, Павла Овчинникова, Федора Рюкерта, Ивана Хлебникова. Коллекция табакерок XVIII–XIX веков, иконы в драгоценных окладах, императорские дипломатические «кабинетские» подарки, предметы, скрывающие судьбы представителей российской аристократии. Стили и эпохи сменяют друг друга, империя раскрывает себя через мелочи частной жизни — вот что такое Музей Фаберже и многостраничный альбом о его сокровищах.

Статьи о разделах собрания написаны членами экспертного совета музея и другими ведущими специалистами: Ириной Бусевой-Давыдовой, Гезой фон Габсбургом, Кираном Маккарти, Татьяной Мунтян, Валентином Скурловым, Александром фон Солодкофф, Уллой Тилландер-Гуден­йелм, Екатериной Хмельницкой, Марком Шаффером. Издание дополняет справочный материал: хронология фирмы Фаберже, биографические сведения о мастерах, редкие архивные документы. 

Просмотры: 3212
Популярные материалы
1
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
18 марта 2019
2
Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными
На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий.
21 марта 2019
3
Социалистический сюрреализм Комара и Меламида
Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства.
21 марта 2019
4
Елизавета Лихачева: «Музей — идеальное место для дискуссий»
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева был создан 55 лет назад, а 85 лет назад учрежден музей Академии архитектуры СССР, вошедший в его состав. Директор институции рассказала, почему не было юбилейных торжеств и о проблемах музея.
22 марта 2019
5
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
6
Анатолий Зверев, Марк Шагал и Вадим Космачев в гоголевской тройке
В Музее AZ на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» покажут графику и скульптуру художников на тему «Мертвых душ».
18 марта 2019
7
Европейская ярмарка исследовала китайский рынок
Исследование о прошлом, настоящем и будущем китайского арт-рынка опубликовано в рамках международной ярмарки искусства TEFAF, которая проходит в Нидерландах.
19 марта 2019
8
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
9
Искусство и утопия Страны Советов уехали в Париж
Выставка «Красный» открылась в Гран-пале.
20 марта 2019
10
Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других.
20 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru