18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Реставрация живописного цикла Куччина раскрыла секреты Веронезе

№62
Материал из газеты

Пожелтевший лак и отслоения краски скрыли подлинные мазки художника, отличавшегося свободной манерой письма. После завершения реставрации на выставке в дрезденской Галерее старых мастеров можно увидеть первоначальное воплощение авторского замысла

В дрезденской Галерее старых мастеров открылась выставка, рассказывающая о результатах технического анализа и реставрации картин Паоло Веронезе из цикла Куччина (до 3 июня). Ансамбль, созданный в 1571 году, состоит из четырех работ маслом: «Мадонна с семейством Куччина», «Поклонение волхвов», «Брак в Кане Галилейской» и «Несение Креста». Цикл назван в честь богатой венецианской купеческой семьи Куччина, заказавшей его для своего дворца на Большом канале.

Картины быстро получили признание как выдающиеся произведения живописи. Циклом интересовался король Англии Карл I, но в 1645 году его приобрел герцог Модены Франческо I д’Эсте. В 1746-м картины купил курфюрст Саксонии и король Польши Август III, и с тех пор они хранятся в Дрездене.

Анализ красок показал, что Веронезе использовал кармин — красный пигмент, изготавливаемый из перемолотых в порошок высушенных насекомых. Его поставки из Мексики в Венецию начались в 1550-х годах. Марлис Гибе, которая руководила длившимися четыре года реставрационными работами, рассказывает, что в ту эпоху кармин был почти таким же дорогим, как серебро и золото. В центре композиции «Мадонны с семейством Куччина» изображена коленопреклоненная женщина в красном платье. Она принадлежит к роду Куччина, который делил исключительное право на импорт и торговлю кармином лишь с еще одной купеческой семьей. «Веронезе обильно использовал его во всех четырех картинах», — говорит Гибе.

Пигменты, которыми художник воспользовался для создания голубой и зеленой краски, содержали медь, из-за чего быстро приобрели коричневый цвет. В ходе предыдущих реставраций такие участки, в первую очередь небо, просто закрашивали. Из-за этих тонировок, а также пожелтения лака и отслоений краски на некоторых участках внешний вид произведений сильно изменился.

Прежде картины ни разу не подвергались тщательному анализу и научному исследованию. «Это был очень трудоемкий проект», — вспоминает Гибе. «Во время реставрации мы увидели, что подлинные мазки Веронезе отличаются очень свободной манерой. Так работает художник в самом расцвете», — добавляет реставратор.  

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+