18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля

№62
Материал из газеты

Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки

«Искусство 2000‑х» — первая музейная попытка заглянуть в недавнее прошлое и осмыслить художественные процессы в отечественном искусстве начала XXI века. Ее временные рамки определены четко: с 2000 по 2010 год. «За это время сменились совершенно разные ожидания, — рассказывает одна из кураторов выставки, заведующая отделом новейших течений Ирина Горлова. — Начало 2000‑х — это время, когда современное искусство у нас легитимизируется и становится известно и в России, и на Западе, когда появляются коллекционеры, институции, ярмарки. Мы выбирали работы, соответствующие ощущению эпохи: с одной стороны, это время гламура, больших ожиданий и большой власти, с другой — время неустойчивости, шаткости, ларьков и даже отчасти дикости». 

Выставка визуально будет выстроена как панорама разных художественных практик, сложившихся в 2000-е. Всего покажут около 100 работ: живопись, графику, объекты, инсталляции, документации перформансов, видео­арт. Их авторов можно условно разделить на две группы: те, кто в 1990-х уже состоялся и чье творчество трансформировалось в новом тысячелетии, и новое поколение, которое только оканчивало школы современного искусства и выходило на сцену. Среди первых — Анатолий Осмоловский с его радикальными акциями на выставке 2001 года «Субъект и власть (лирический голос)» в рамках одной из первых ярмарок современного искусства «АРТ Москва». Или знаменитый дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского с серией «Подводный мир», участвовавшей в Венецианской биеннале-2003. Олег Кулик из «человека-собаки» 1990-х переквалифицировался в 2000-е в создателя восковых фигур для «Музея природы» — его знаменитая восковая «Теннисистка», похожая на Анну Курникову, тоже будет на выставке. 

Большинство художников, попавших в поле зрения кураторов и начинавших свою карьеру в 2000-х, сейчас уже покинули категорию «молодых». Это, например, Виктор Алимпиев со снятым в соавторстве с Марианом Жуниным видеофильмом «Ода» (2002), Елена Ковылина с документацией ее знаменитого перформанса «Равенство» (2008), где разница в росте участников компенсировалась разной высотой табуреток, на которых они стояли, и Ирина Корина, которая будет представлена одной из своих ранних инсталляций Urangst (2003), посвященной страхам, — реконструированной к выставке комнатой, устланной уходящими из-под ног половицами. 

По словам сокуратора выставки Кирилла Светлякова, воссозданные специально для проекта произведения могут в рамках программы «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее» войти в музейное собрание, где искусство 2000-х пока что представлено лишь отдельными вещами. Некоторые из них, кстати, тоже будут включены в экспозицию, как работы Андрея Кузькина, подаренные галерее в прошлом году Фондом поддержки современного искусства Cosmoscow.

Новая Третьяковка
Искусство 2000-х
27 апреля – 22 июля

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+