18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

За широко закрытыми дверями

№62
Материал из газеты

Все скелеты из шкафов Версаля в новой коллекции высокого ювелирного искусства французского дома Dior

Соцсети породили погоню за идеальной картинкой — эффектной, глянцевой и как будто максимально приближенной к реальной жизни, что, в свою очередь, привело к увлечению эстетикой барокко — эпохи, возведшей создание иллюзий в абсолют. Семнадцатый век уже не первый год служит одним из главных источников вдохновения для современных дизайнеров: его причудливые изгибы, сложные конструкции, обманки и прочий хитроумный иллюзионизм. Говоря о барокко, в качестве его основной черты обычно вспоминают пышность форм, тогда как главной идеей, ради которой и появились все эти пышные формы, было создание декораций. Эта эпоха мастерски играла пустыми фасадами. Двухмерные иллюзии объемного мира, мыльные пузыри и бесконечные своды правил, регламентирующих длину париков и угол наклона головы в реверансе, — ни один модный блогер так тщательно не выстраивает картинку, как это делали несколько столетий назад. 
Версаль — один из главных памятников барокко, его символ и квинтэссенция. Версалю Виктуар де Кастеллан, арт-директор Dior Joaillerie, посвящает уже третью коллекцию высокого ювелирного искусства. Новая Pièces secrètes — заключительная часть триптиха, вдохновленного бывшей резиденцией французских королей.

Коллекция Dior à Versailles, Pièces secrètes посвящена тайнам Версаля. Укромным уголкам и покоям, скелетам в шкафу королевского двора. И если с тайнами у французской монархии все хорошо, то с интимными покоями — хуже: даже залы, принадлежавшие королю и королеве, отнюдь не были скрыты от посторонних глаз. «Мне хотелось поиграть с призраками и черепами, намекнуть на то, что здесь есть нечто, невидимое глазу. Ты не знаешь, что именно, но ощущаешь его присутствие», — объясняет де Кастеллан.

Большая часть украшений включает в себя механические подвижные части и скрытые детали. Например, кольцо из белого и желтого золота, украшенное бриллиантом, открывается, демонстрируя спрятанный внутри миниатюрный рубин, а на усыпанном бриллиантами колье в виде канделябра сверкает рубеллит огранки «груша», под которым, если его приподнять, взгляду открывается инкрустированный миниатюрными бриллиантами череп. В золотом кольце с опалом и в другом, с крупным грушевидным бриллиантом, обнаруживается потайное отделение для любовных записок (возможно) или локона возлюбленного (вероятнее), украшенное гравированным узором в виде восходящего солнца — прямой отсылкой к символике «короля-солнца» Людовика XIV. 

Некоторые украшения декорированы фрагментами старинных зеркал, отражающих черепа, а также гравировкой в виде клевера, крестов и голубей. И хотя сентиментальные мотивы более свойственны эпохе рококо, чем барокко, эта легкая историческая неточность ни в коей мере не конфликтует с основным настроением коллекции — спрятанных за секретными дверями подсказок, тайных посланий и историй «не для всех». Одно из самых зашифрованных украшений в коллекции — серьги с королевской короной (одна для короля, другая для королевы) и замаскированными под локоны волос золотыми деталями — вдохновлено траурными украшениями. Виктуар де Кастеллан намекает: memento mori. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+