18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Москва без башни

Башня раздора: есть ли шанс спасти Шуховскую башню и может ли она упасть?

Дискуссия о дальнейшей судьбе радиобашни на Шаболовке (построена инженером Владимиром Шуховым в 1920–1922 годах) превратилась в скандал. Предложение правительства — разобрать и перенести памятник архитектуры под предлогом, что башня находится в аварийном состоянии и грозит упасть на жителей расположенных поблизости домов. В ответ профессиональное сообщество назвало проект непродуманным и скоропалительным, так как конструкция не опасна.

Пока власть на сайте Москомархитектуры собирала предложения граждан по поводу возможных мест переноса башни Шухова с Шаболовки, Центр авангарда Еврейского музея и центра толерантности организовал в Facebook группу, координировавшую мероприятия и сбор подписей в поддержку объекта наследия. Письмо президенту РФ с просьбой сохранить Шуховскую башню направили зарубежные архитекторы и эксперты, в том числе голландец Рем Колхас, японцы Кенго Кума и Тадао Андо, американцы Элизабет Диллер и Том Мейн.

Судьба башни должна решиться 24 марта (после сдачи номера в печать) на заседании правительства, где рассмотрят законопроект «О мерах по сохранению для дальнейшего использования объекта культурного наследия регионального значения Радиобашни Шухова», согласно которому первую башню для вещания предполагается разобрать на части и, возможно, собрать заново в другом месте.

Началось все 25 февраля этого года, когда правительственная комиссия с подачи Министерства связи и массовых коммуникаций РФ приняла решение о демонтаже и дальнейшем переносе башни. Седьмого марта Общественная палата РФ выступила против, однако вечером того же дня правительство санкционировало фактический снос памятника. По закону об охране культурного наследия памятник неотделим от участка, на котором стоит. Однако до 1 мая текущего года велено выбрать место передислокации башни. В постановлении правительства прямо сказано о грядущем «перемещении Радиобашни на иное место» и проведении «ремонтно-восстановительных работ в режиме реставрации, включая разборку и последующее восстановление на новом месте в объемах и пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1922 году». Никто и не скрывает, что возведут новодел, потому что собрать башню заново нельзя: Шухов проектировал отдельные узлы сетчатой конструкции — остальное доводил до ума в процессе строительства.

К тому же непонятно, на какие деньги собираются строить башню заново — в Парке Горького, на ВВЦ или любой другой площадке Москвы. Разбирать будет Минкомсвязи, но финансирование нового строительства даже не обсуждается, хотя понятно, что стоить будет дорого, а финансовой выгоды государству от этого никакой.

«Что же делать? — обреченно сетуют охранные ведомства и Минкульт. — Разве лучше будет, если башня упадет?» Такая альтернатива напоминает фразу Раневской из Подкидыша: «Девочка, что ты хочешь — на дачу или чтобы тебе оторвали голову?»

Однако башня Шухова не опасна, заключил ЦНИИСПК им. Мельникова — институт, в течение десятилетий следивший за ее состоянием. Да, процессы коррозии зашли далеко, но нагрузки в сетчатых конструкциях перераспределяются таким образом, что подобные башни в принципе упасть не могут. Правда, могут отваливаться детали, но падают они только вниз, в сторону не летят. А поскольку доступ к башне закрыт, то и пострадать от этого никто не может.

Другой миф, о невозможности реставрации на месте, тоже не выдерживает критики. «Чтобы сохранить такой памятник, надо освободить его от нагрузки, — заявил Норман Фостер, воплотивший идеи Шухова в своем лондонском «огурце». — Архитекторы предложили накрыть башню коробом, которыйдолжен взять на себя все нагрузки башни. Тогда мы гарантируем, что она не упадет. К тому же появляется цивилизованная возможность с ней поработать, отреставрировать». Проект такой реставрации предложен профессором МАрхИ Юрием Волчком и архитектурным бюро «Четвертое измерение». Он объясняет, что благодаря коробу «мы получаем реальный доступ к башне. Получается такая этажерка, в которой две стенки стеклянные, и через них видно, что там происходит какая-то жизнь, а две — глухие, потому что на период исследования состояния башни этот короб еще и некая лаборатория, на период реставрации — это, по сути, стройплощадка, которая позволит работать с конструкциями по всей высоте». Впрочем, сегодня надо бояться не только за башню, но и за конструктивистские кварталы рядом с ней — Хавско-Шаболовский жилой массив, возведенный в 1920–1930-х годах. Пока это объект культурного наследия, но все активнее попытки вывести конструктивистские жилые комплексы из охранного реестра. Например, недавно были снесены конструктивистские Донские бани на Шаболовке. Кроме того, снос Шуховской башни открывает Минкомсвязи, владельцу участка, немыслимые перспективы. Хотя высотное строительство в границах Третьего транспортного кольца сегодня запрещено, построить небоскреб можно, если на этом месте было другое высотное здание. Уничтожив объект наследия, вызывающий восхищение у всего человечества, на его месте могут возвести банальный, но крайне доходный небоскреб.

Тут вспоминается одна история, связанная с башней Шухова. Рядом в Психиатрической клинике им. Соловьева когда-то служил выдающийся психиатр Василий Гиляровский. Он утверждал, что от башни исходят флюиды, вызывающие неадекватное поведение больных. Неужели он был прав?

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+