18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

В Год культуры взялись за московские окраины

Департамент культуры Москвы определил направления проведения Года культуры — 2014, одним из которых станет децентрализация культурной жизни столицы. Облик окраин отныне будет формироваться профессиональными искусствоведами, арт-менеджерами и кураторами объединения «Выставочные залы Москвы».

На очередном заседании правительства Москвы министр и руководитель Департамента культуры Сергей Капков обозначил самые важные направления Года культуры — 2014. Для доступности понимания формат проведения получил кодовое название «3Д» по заглавным буквам его составляющих: «добрососедства», «детства» и «децентрализации».

Как сообщается на сайте Департамента культуры города Москвы, пункт «добрососедство » предполагает оказание поддержки нуждающимся, ветеранам отрасли и работникам культуры, благотворительность, волонтерство, проекты для людей с ограниченными возможностями, образовательные программы  для мигрантов. Вторая составляющая Года культуры, «детство», в большой степени ориентирована на школьников. В частности, было принято решение, что ученики смогут посещать театры и музеи за счет бюджетагорода. «Децентрализация» подразумевает развитие культуры на периферии. В преддверии запуска программы «3Д» летом прошлого  подчинения были включены в новую структуру — объединение  Выставочные залы Москвы» (начало его деятельности и планы по реорганизации подробно освещались в № 08 (17) TANR за 2013 год). Директором нового объединения стала Елизавета Фокина. На его базе департамент проводит в жизнь программу Года культуры. Чем жили залы до объединения? Деятельность некоторых не выдерживает критики как по выставочным концепциям, так и по экспонатам. Например, зал «Солнцево» не раз развлекал посетителей демонстрацией животных (выставки Мы — ж-ж-живые! или Живые бабочки и зоопарк). Странно звучат и названия проектов: Из Солнцева с любовью или Каля-Маля. Зал «Творчество» в рамках программы «Творческая лаборатория интеллектуалов » предлагал лекции Честно об НЛО или Программа SETI — поиск внеземных цивилизаций.

Что изменилось через несколько месяцев работы объединения? Были сформулированы образовательные и выставочные программы, дополнившие уже сложившиеся планы залов. У выставочных залов появились кураторы: член правления Международной ассоциацииискусствоведов Георгий Никич, куратор многочисленных выставок, завотделом экспериментальных  программ Государственногоцентра современного искусства Виталий Пацюков, искусствовед, арт-менеджер Алина Глазун, владелица Grinberg Gallery Лариса Гринберг. Проведены такие выставки, как Проблемы белых стен; Люди на местах (при участии выпускников института «Стрелка»); Встреча с местными (в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства); Открытые репетиции в «Ночь искусств» и др. Только что завершился проект Пространство LUCIDA (совместнос ГЦСИ). Проводятся лекции докторов искусствоведения, актуальных современных жников и кураторов (Марина Свидерская, Роман Минаев, Арсений Сергеев, Роман Мокров, Анастасия Рябова). Есть большие планы на участие в Молодежной биеннале.

Лариса Гринберг, куратор трех площадок («Замоскворечье», «Пересветов переулок » и «Нагорная»), говорит, что бюджет на год составляет 1 млн руб. на один выставочный зал, это только на выставки (по 50 тыс. руб. на каждую выставку). Она считает, что это очень немного, и именно поэтому сейчас перед залами, подведомственными ей, стоит первоочередная задача выхода на самоокупаемость. «Мы планируем запустить внебюджетную линию «Художественный салон» — площадку для продажи картин. Кроме того, мы думаем открыть книжные точки, в которых, в частности, будут продаваться журналы и газеты об искусстве », — рассказывает она. Кажется, что деятельность объединения полностью удовлетворяет запросам современного общества вообще и креативного кластера в частности. Однако у сотрудников выставочных залов, проработавших в них не одно десятилетие, возникают определенные опасения, чего и следовало ожидать.

Своим мнением по поводу нововведений поделилась главный хранитель выставочного зала «Замоскворечье » Инна Липилина. В частности, особую тревогу у нее вызывает угроза смены выставочной политики зала, который среди прочего показывал работы таких художников, как Людвиг Симонов,  Евгений Данилевский, Станислав Никиреев. «На стадии обсуждения вопросов о формировании объединения говорилось, что выставочные залы сохранят свое лицо. Мы старались выставлять профессионалов от классического искусства — членов Союза художников, академиков, признанных художественным миром, а также студентов художественных вузов и училищ. В год нами проводилось порядка 40 выставок. Объединение такой расклад не устраивает. По мнению его руководства, надо делать большой и длительный проект ».

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+