18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Парадоксы арт-рынка в отчете ярмарки Art Basel и группы UBS: рынок растет, а галереи закрываются

По данным отчета, объем мирового рынка искусства в 2017 году составил $63,7 млрд. Арт-ярмарки играют все более заметную роль, хоть галеристы и жалуются на высокую стоимость участия в них

Ярмарка Art Basel совместно с финансовым холдингом UBS выпустила ежегодный отчет об арт-рынке под названием The Art Market 2018. Его автор аналитик рынка Клэр Макэндрю ранее готовила аналогичные отчеты для ярмарки TEFAF в Маастрихте. Анализировать традиционно непрозрачный рынок — задача нелегкая. Как отметил директор Art Basel Марк Шпиглер в предисловии к отчету, «истинная прозрачность по своей сути недостижима».

Согласно данным, собранным Макэндрю, после двух лет падения рынок искусства в 2017 году вырос на 12% до $63,7 млрд. Рост вызван несколькими сенсационными сделками в верхнем сегменте рынка, главной из которых стала продажа «Спасителя мира» Леонардо да Винчи на Christie’s за $450 млн.

Если брать в расчет только аукционы, рост на них наблюдался лишь в отношении работ, проданных за более чем $1 млн. Этот сегмент, на который приходится всего 1% транзакций, принес 64% от общей суммы продаж. У галерей с годовым оборотом выше $50 млн продажи выросли на 10%. При этом галереи с оборотом ниже $0,5 млн в год переживают не лучшие времена: их выручка упала на 4%.

«Рынок становится все более поляризованным, что соответствует общим тенденциям в мировой экономике. Эта тенденция заметна с 2009 года, — говорит Макэндрю. — Дело не только в том, что у лидеров галерейного бизнеса дела идут отлично. Многие владельцы галерей среднего звена жалуются на то, что крупные игроки вступают на их территорию и уводят у них художников».

Для предотвращения подобных ситуаций применяются самые разные меры: более строгие контракты между художниками и галереями, «вертикальное сотрудничество» между галереями разных размеров, а также совместные проекты, в которых участвуют представители разных секторов рынка — аукционные дома и дилеры.

Макэндрю также указывает на онлайн-сектор как возможный для игроков среднего уровня путь выхода из сложившегося положения. Здесь продажи выросли на 10% за счет аукционных домов с доходами ниже $250 тыс. Она признает, что продажи искусства в Интернете отстают от других видов товаров: дилеры сообщают об их снижении на 2%. Однако отмечает, что онлайн-сектор может предложить «доступ к новым покупателям на разных уровнях — тем, кто не входит в 1% сверхбогатых коллекционеров». Автор отчета оценивает онлайн-рынок в $5,4 млрд.

Новая глава, посвященная художественным ярмаркам и выставкам, отражает заметный сдвиг на арт-рынке в последние годы. «Рост значения арт-ярмарок и эволюция рынка, ориентированного на события, были самой важной тенденцией для дилеров за последние два десятилетия», — пишет Макэндрю. В прошлом году на ярмарках было продано искусства на $15,5 млрд, что на 17% больше, чем годом ранее.

В то же время галеристы сообщают о том, что цена участия в ярмарках слишком высока для них. Стоимость регулярного присутствия на ярмарках сравнима с расходами на содержание еще одной галереи — то же самое касается доходов от них. Между тем галерейные продажи «устойчиво снижаются» по сравнению с продажами на арт-ярмарках и в Интернете в течение последних 20 лет, отмечается в отчете. При этом галерей в мире открывается все меньше. В период с 2007 по 2017 год число открытий сократилось на 87%.

Цифры галерейных продаж, которые составляют 53% от общего объема рынка, по сути, невозможно проверить, что является самым уязвимым местом отчета. Макэндрю полагается на анкету, отправленную примерно 6,5 тыс. дилерам. Но на ее вопросы согласилось ответить лишь 14% из них, по сравнению с 17% в прошлом году. Показатель по-прежнему «средний для онлайн-опроса», подчеркивает аналитик.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+