18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не сезон для дачной идиллии

№61
Материал из газеты

Петербург рискует потерять знаменитые исторические дачи в своих ближайших пригородах, в частности в Сестрорецке

Состояние старинных дач в ближайших пригородах Санкт-Петербурга, которые административно подчинены городу, специалисты называют катастрофическим. Градозащитники и местные жители бьют тревогу, надежды на благополучный исход тают с каждым годом.

Дыра в крыше

«Перед нами знаменитая дача Змигродского, у меня за спиной — дача Важеевской, — Елена Травина, координатор исследовательской группы «Старые дачи», показывает журналистам на покосившиеся дома с разбитыми окнами. — Дачи находятся в ужасающем состоянии, и есть реальный риск, что мы их скоро потеряем».

Дачу Важеевской 1907 года в неорусском стиле многие считают чуть ли не самой здесь интересной. Сейчас она стоит с заколоченными окнами и провалившейся крышей, через дыру в которой летят дождь и снег. Наискосок — дача Змигродского. Еще два года назад в ней было общежитие, потом власти людей выселили, коммуникации отключили, но никакой особой охраны не установили. Вскоре дом облюбовали бомжи, начались пожары. Сейчас на него больно смотреть: остов обгорел, деревянные башни вот-вот рухнут. 

Хотя есть в Сестрорецке дома, которым повезло больше. Например, дача Витцеля, бывшего владельца ниточной мануфактуры, была построена из модного в начале XX века бетона и сейчас выглядит как новая. Или дача Кана — деревянная, но тоже неплохо сохранившаяся. Рядом находится загородный клуб «Скандинавия», главными его достопримечательностями являются две исторические дачи — присяжного поверенного Шаповаленко, изначально построенная в 1904 году и реконструированная в 2005-м, и купца Лихачева, построенная в 1903 году и отреставрированная в 2006-м. Всего в Сестрорецке под охраной более трех десятков дач, еще около сотни не имеют охранного статуса.

Не жизнь, а курорт

Сестрорецк входит в состав Курортного района Северной столицы. Район так назвали недаром: здесь расположены самые чистые пляжи и санатории. Бурное развитие Сестрорецка и окрестностей началось в конце XIX века. В 1894 году благодаря предприимчивости инженера-механика Петра Авенариуса сюда пришла Приморская железная дорога. А в 1900-м на берегу Финского залива Авенариус открыл один из первых в империи санаториев — «Сестрорецкий курорт». Это стало своего рода катализатором дачного бума. В первое десятилетие XX века здесь было построено около 350 дач. Сложился особый дачный стиль — дома, как правило деревянные, возводились с башенками, эркерами, верандами. Террасы и балконы застекляли цветными витражами.

После революции многие владельцы домов уехали. Роскошные дачи национализировали, в них разместились дома отдыха профсоюзов, пионерские лагеря. С распадом СССР рухнула и система профсоюзного отдыха, дачи оказались заброшены, начали ветшать, гореть. Часть из них Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) внес в список выявленных объектов культурного наследия или в реестр объектов культурного наследия федерального и регионального значения. Но большинство находится в катастрофическом или близком к тому состоянии.

Спа для детей?

Судьба исторических дач в Сестрорецке давно волнует градозащитников Петербурга. С 2013 года они пытаются убедить власти в том, что эти памятники нужно срочно спасать. А в конце 2017-го грянул скандал: СМИ обнародовали проект, разработанный АО «Авенариум плюс», под который из бюджета Петербурга первоначально было выделено 70 млн руб., а в дальнейшем предполагалось выделить еще почти 1 млрд руб. В этом проекте, «концепции создания общественных пространств на базе исторических деревянных зданий и развития прилегающих к ним территорий в Курортном районе», говорится о строительстве крытого скейт-роллер-парка со скалодромом, создании некоей «территории детства» с «самым большим в городе многоуровневым, перехватывающим паркингом», детским оздоровительным центром со спа-салонами, массажными кабинетами и бассейнами.

Общественность вздрогнула, в прокуратуру пошли письма с требованиями проверить обоснованность выделения миллионов рублей из бюджета на «спа-салоны для детей». Руководство города организовало серию встреч с активистами и представителями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК).

Была создана рабочая группа по сохранению памятников деревянного зодчества, в которую вошел и Михаил Мильчик, член советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ. По его словам, проект «Авенариум плюс» не имеет отношения к проблеме сохранения исторических дач, это лишь использование части территории в Сестрорецке. «Мы будем следить за сохранностью исторических домов в Сестрорецке, — рассказал Михаил Мильчик корреспонденту TANR. — Всю работу решили делать в два этапа. В этом году КГИОП и ВООПиК разработают концепцию специальной целевой губернаторской программы по сохранению деревянного зодчества. Для этого нужно объехать все памятники и объекты, стоящие на охране, посмотреть ситуацию и провести первоочередные противоаварийные работы». Остается только надеяться, что исторические дачи дождутся этой помощи. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+