18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Женское лицо Ватикана: Барбара Ятта подвела итоги первого года в должности директора

№61
Материал из газеты

Руководитель прославленных музеев, занимающих большую часть города-государства, рассказала об обстоятельствах своего назначения, интересе понтифика к современному искусству, а также о связанных с этим интересом планах

В мае 2016 года Барбару Ятту вызвал в свой римский особняк ее начальник — архиепископ Жан-Луи Брюгес, архивариус и библиотекарь Римской католической церкви. Он сказал, что получил письмо из Государственного секретариата Святого Престола, в котором сообщается, что Ятту выбрали новой главой Музеев Ватикана. Ей доверили руководство огромным комплексом художественных коллекций и архитектурных памятников, собиравшихся и создававшихся римскими папами на протяжении веков. Сюда входят памятники Античности и этрусские древности, картинная галерея, папские апартаменты, лоджии Рафаэля и, конечно, знаменитая Сикстинская капелла с росписями Микеланджело. Ради нового поста Ятте пришлось оставить Ватиканскую библиотеку, где она проработала около 20 лет, а с 2010 года возглавляла отдел гравюры. Причем, прежде чем сменить в должности директора музеев своего предшественника Антонио Паолуччи, она полгода должна была проработать его заместителем. Вот такие дела. «Услышав эту новость, я побледнела. Я была потрясена. Для меня это было как гром среди ясного неба», — вспоминает Ятта.

Не было ни долгого заполнения бумажек, ни даже официального собеседования. Ятту просто выбрали из шести кандидатов, предложенных председателем Папской комиссии по делам Государства-города Ватикан кардиналом Джузеппе Бертелло и генеральным секретарем монсеньором Фернандо Вергесом Альсагой. Ее кандидатуру сначала заочно одобрил папа Франциск, и вскоре назначение на этот пост женщины — впервые в истории Ватикана — стало свершившимся фактом. Официально в новую должность Барбара Ятта вступила 1 января 2017 года.

Управляются Музеи Ватикана, как ни странно, почти напрямую, сложных бюрократических цепочек здесь нет. Ятта подчиняется кардиналу Бертелло, а он, в свою очередь, докладывает непосредственно папе Франциску. Нет ни попечителей, ни управляющих советов директоров, ни комиссий.

Когда кому-то из музейных кураторов нужно приобрести произведение искусства, они обращаются к Ятте. Если экспонат очень дорогой, она спрашивает разрешения кардинала Бертелло. Но одобряет ли эти приобретения папа? По словам Ятты, иногда он участвует в принятии решений. «Недавно мы восстановили эпохальное произведение искусства в церкви Санта-Мария Маджоре», — говорит она. Это одна из трех папских базилик в Риме, которые находятся за пределами Ватикана, но управляются Святым Престолом и пользуются тем же статусом, что и иностранные посольства. «Этому проекту свое одобрение дал непосредственно папа», — сообщила Ятта.

Папская дипломатия

«Это музеи папы римского», — говорит Ятта. Они отражают приоритеты, интересы и политические амбиции понтифика. А папа Франциск известен как отличный дипломат, чья виртуозная внешняя политика привела к сближению с Китаем — после нескольких десятилетий разрыва. Дипломатические отношения испортились, в частности, из-за того, что в Поднебесной решили назначить собственных епископов, а Ватикан признал Тайвань независимым государством.

Папа считает, что искусство Музеев Ватикана должно служить «инструментом мира». Этот принцип лег в основу беспрецедентной инициативы, в рамках которой в марте параллельно открываются две перекрестные выставки. В Запретном городе в Пекине будет представлено около 40 китайских произведений из коллекции Ватикана, а в Музеях Ватикана покажут 40 работ из Китая. Барбара Ятта отказалась развить мысль о политической функции музеев, но отметила, что «полностью поддерживает» использование искусства в области культурной дипломатии. «Оно может и должно играть и эту роль», — говорит она.

А еще новый директор строит грандиозные планы относительно современного искусства. В Музеях Ватикана с 1970-х годов хранится коллекция произведений с религиозным содержанием, созданных послевоенными и современными авторами. Эти работы предполагается показать на выставке в более широком международном контексте, чего многие из них прежде никогда не удостаивались.

К 25-летию музея Энди Уорхола в американском Питтс­бурге Музеи Ватикана в 2019 году представят сов­местную выставку религиозных работ знаменитого поп-артиста, включая серию, вдохновленную «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи. Выставка пройдет сначала в спроектированном Джованни Лоренцо Бернини Braccio di Carlo Magno — флигеле Карла Великого площадью 1 тыс. кв. м на территории Ватикана, а затем в Соединенных Штатах. «Мы очень заинтересованы в изучении духовной стороны творчества этого художника, — говорит Ятта. — Для нас крайне важно выстроить отношения с современным искусством. Мы живем в мире образов, и церковь должна быть частью этого диалога».

Франциск I, папа римский
Музеи Ватикана должны стремиться к тому, чтобы стать еще прекраснее и гостеприимнее. Они должны охватывать новые формы искусства. Они должны открыть свои двери людям со всего мира и служить инструментом диалога между различными культурами и религиями, инструментом мира. И они должны быть живыми! Не пыльными хранилищами прошлого, доступными лишь немногим избранным... а активными [институциями], которые бережно хранят свои коллекции, чтобы сегодня они могли восхищать людей всего мира, начиная с самых обездоленных своих посетителей.
Из беседы папы Франциска I с журналистом Тицианой Лупи в книге «Моя идея искусства» (2015)

Многозадачность

Ятта не занимается финансовыми вопросами и бюджетами, поэтому она не смогла сказать, какая часть музейных расходов покрывается прибылью от продажи билетов и сувениров, а какие суммы непосредственно выделяются Ватиканом. «Многие проекты финансируются дружественными организациями в США и Европе» — это все, чего удалось добиться от директора.

По словам Ятты, самое трудное в ее новой работе — то, что теперь «в день надо решать сразу множество различных задач». Главная головная боль — 6 млн посетителей в год, подавляющее большинство которых рвутся сразу к Сикстинской капелле. Пока директор не собирается вводить ограничения на количество посетителей, однако планирует открыть второй вход в музеи, чтобы перенаправить потоки в менее популярные залы. Она курирует программу переподготовки около 350 гидов, чтобы побудить коллег показывать своим подопечным другие семь километров галерей и залов, а не просто вести их по проторенной тропе — «великолепной миле», то есть маршруту, ведущему от входа прямиком в Сикстинскую капеллу.

Толпы шумящих туристов, оставляемые ими грязь и мусор представляют собой другую проблему, о которой нельзя забывать. Защита произведений искусства от пыли — это гигантский, бесконечный труд. По словам директора, работы по очистке от пыли Сикстинской капеллы проводятся ежегодно. Около месяца по вечерам, после закрытия музеев, большая команда реставраторов кропотливо счищает пыль и грязь с фресок Микеланджело. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+