18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Человеческие черепа и кости в музеях — это нормально?

№61
Материал из газеты

Всемирный музей в Вене раскритиковали за выставку с участием военного трофея из Бразилии — мумифицированной головы

Открывшийся в Вене минувшей осенью Всемирный музей (Weltmuseum) попал под шквал критики из-за выставки с участием специфического экспоната — отрубленной головы из Бразилии, военного трофея, принадлежавшего индейскому племени мундуруку. Экспозиция возмутила многих специалистов, обвинивших музей в том, что он не предоставил информации ни о человеке, которому когда-то принадлежала голова, ни о том, как она вообще появилась в Европе.

Музей, в свою очередь, утверждает, что следовал рекомендациям Международного совета музеев (ИКОМ), но согласился дополнить текст на табличках рядом со скандальным экспонатом. «Трофеи подобного рода — это объекты, которые предназначены как раз для публичной демонстрации, — говорит куратор музея Клаудия Аугуста. — Со стороны представителей племени мундуруку возражений против показа этих артефактов на выставке не было. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что потомки клана, к которому принадлежал погибший, могли бы придерживаться другого мнения. Однако точное происхождение трофея нам не известно».

Возмущение специалистов вызывает то, что скальпы, мумифицированные головы, флейты из костей и других человеческих останков в современных музейных экспозициях в немецкоязычных странах выходят на передний план. В университетах и музеях здесь масса таких кунсткамерных предметов, большая часть из которых была привезена в XIX веке путешественниками, этнографами и антропологами. Проблема часто рассматривается в контексте более широкой дискуссии о том, как вообще следует представлять в музеях колониальное прошлое.

Масла в огонь подлил президент Франции Эмманюэль Макрон, пообещавший реституцию в отношении африканских предметов искусства из французских музеев. В опубликованном в декабре открытом письме группа под названием Berlin Postkolonial, которая представляет несколько организаций, лоббирующих африканские интересы, призвала канцлера Германии Ангелу Меркель также вернуть артефакты и человеческие останки в Африку. «Количество таких экспонатов из Африки настолько велико, что сами музеи порой затрудняются сказать, откуда и как они попали в их коллекции», — утверждается в письме.

Споры в Германии и Австрии последовали за аналогичными дебатами во Франции и Великобритании, которые не утихают последние 15 лет. Они вызваны ростом числа требований репатриации человеческих останков, как правило, в неевропейские страны, часто бывшие колонии.

Кодекс профессиональной этики ИКОМ призывает музеи «проявлять уважение и чуткость при демонстрации человеческих останков и в отношении требований реституции». Но как именно трактовать эту общую фразу? Инцидент с головой в венском музее показывает, что вопрос открыт для интерпретаций.

Берлинский адвокат Клаудия фон Зелле, специализирующаяся в сфере искусства и культурной собственности, в 2013 году помогала составлять директивы для немецких музеев по представлению и реституции человеческих останков. «Закон в этой области может немногое, и мы довольно быстро достигли его границ, — говорит она. — Пришлось консультироваться с различными экспертами по вопросам этики». За последние полтора года, по ее словам, количество запросов от музеев по этой теме значительно возросло.

Государственные художественные собрания Дрездена впервые репатриировали человеческие останки в октябре прошлого года. Кости, более 100 лет назад извлеченные из могил на Гавайях несмотря на протесты местного племени, были торжественно возвращены в Дрездене организации, заботящейся об останках гавайских предков, и Управлению по делам Гавайев.

В дрезденских музейных коллекциях насчитывается около 6 тыс. человеческих останков, включая черепа, говорит Нанетт Снуп, директор городского Этнологического музея. С требованиями вернуть их обращаются различные организации из Австралии, Намибии, Новой Зеландии. Снуп надеется отправить домой большинство из них в ближайшие годы. «Мы считаем, что им нет места в музее», — говорит она. Однако вопрос о возвращении человеческих останков может осложняться, если не ясен их провенанс, уточняет фон Зелле. «Заявителями являются, как правило, не семьи и родственники, поэтому следует очень осторожно относиться к тем, кому возвращаются эти предметы». 

В октябре Фонд прусского культурного наследия инициировал исследовательский проект по изучению провенанса 1 тыс. черепов, переданных ему из старинной больницы Шарите в Берлине. Коллекция происходила из немецких колоний в Восточной Африке — обширного региона, на территории которого находятся нынешние Руанда, Танзания, Бурунди и Мозамбик. 

Пока, вероятно, консенсус достигнут только по одному аспекту этой проблемы: неприемлемо выставлять человеческие останки на торги. В октябре прошлого года венский аукционный дом Dorotheum снял с торгов примитивного искусства 15 подобных лотов. «Мы сожалеем, что оскорбили и задели чувства людей. У нас не было подобных намерений», — говорится в заявлении аукционного дома.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+