18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Цифровые сны искусственного разума: что смотреть на петербургском «Киберфесте»

В Санкт-Петербурге открылся международный фестиваль медиаискусства «Киберфест-11». Он продлится до 12 февраля

«Киберфест» (2–12 февраля) — один из крупнейших смотров медиаарта в Восточной Европе. Он существует с 2007 года. У нынешнего, уже 11-го по счету фестиваля три основные площадки: лютеранская церковь Святой Анны (Анненкирхе), Художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица и Молодежный центр Эрмитажа. Тема — «Прогноз погоды: цифровая облачность». Группу кураторов «Киберфеста-11» возглавили петербургские художники Елена Губанова и Анна Франц, а в попечительский совет вошли, помимо прочих, Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери из венецианского Университета Ка’Фоскари.

В руинированном пространстве Анненкирхе с 2 по 5 февраля идет выставка «У нас еще будет шанс». Оптимистичная фраза взята из названия одной из представленных работ — совсем не оптимистичной видеоинсталляции американского художника Франсуа-Ксавье де Костера «Может, у нас еще будет шанс». Автор произведения собрал и визуализировал цифровые данные об экологических проблемах, угрожающих миру. Инсталляция Анны Франц и медиалаборатории Cyland «Живая шпалера» посвящена вечно актуальной теме взаимной слежки — наблюдения зрителя и технического устройства друг за другом. Место перед церковной апсидой занимает «Медиакладбище» арт-группы «Куда бегут собаки» — аккуратные надгробия подписаны именами двух десятков русских и зарубежных художников, в том числе Сергея Катрана и Владимира Селезнева. В дни работы выставки любой желающий может сохранить свой текст, фото или видео как обновляющееся онлайн-захоронение. Инсталляция «Мы открылись!» художницы Марины Алексеевой и композитора Владимира Раннева на открытии пользовалась большой популярностью у зрителей. Чтобы увидеть ее, надо было отстоять внушительную очередь. В тесной церковной крипте на человеческое присутствие реагирует пара женских глаз, удачно вписанных в арочные проемы: по мере приближения зрителя взгляд на видео начинает метаться, становится загнанным, музыка делается громче и резче. Это не первый совместный проект художницы и композитора. В прошлом году, когда оперу Раннева «Проза» поставили в «Электротеатре „Станиславский“», Алексеева была художником-постановщиком спектакля.

Интерьер Большого зала Академии Штиглица, еще одной фестивальной площадки, составляет разительный контраст церкви-руине с ее закопченными стенами. Под гигантским стеклянным куполом разместилась экспозиция «Цифровая облачность» — почти два десятка работ художников из Великобритании, Италии, России, США, Турции и с Тайваня. Парадоксально, но именно произведения, подразумевающие зрительское соучастие: погружение в мир художника с помощью очков виртуальной реальности, считывание QR-кодов или установку артистического программного обеспечения на смартфон, оказались наименее интересны, в бизнесе и индустрии развлечений потенциал новых технологий раскрывается по-прежнему быстрее и увереннее, чем в искусстве. Некоторые работы способны, пожалуй, напугать непривычного к изыскам медиаарта зрителя. Таковы кинетическая инсталляция Донато Пикколо «Помыслить немыслимое» — абсурдистский натюрморт, состоящий из игрушечной обезьянки, бешено вращающейся в стакане воды, и реалистичного муляжа человеческой головы с глазами-видеокамерами, или постапокалиптический город Фабио Джампьетро, увидеть который можно лишь в VR-очках. Но по-настоящему впечатляют лишь немногие работы, соединяющие модную технологичность с образностью традиционного искусства. В их числе оказалось новое многоканальное видео Александра Шишкина-Хокусая «Кино для молодой змеи». В нем на трех экранах разворачивается завораживающая история, в которой соединились заброшенный дом, античные бюсты из Эрмитажа, нарисованные куклы и опутывающие все красочные потеки, живущие, подобно змеям, собственной жизнью. Шишкин-Хокусай достигает жутковатой достоверности, переводя в цифровой вид изначально аналоговое изображение.

В Молодежном центре Эрмитажа 3 февраля состоялось открытие третьего большого проекта фестиваля — «Проксима», где свои работы показали, в частности, Семен Агроскин, Алексей Варсопко и дуэт Елены Губановой и Ивана Говоркова. Фестиваль «Киберфест» сопровождается насыщенной программой перформансов, воркшопами признанных мультимедийных художников и лекциями по теории и практике искусства новых технологий.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+