18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Как гадать на Святки: советы художников

Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века

Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836

Это полотно сразу же предлагает пример наиболее опасного гадания. Выглядывать суженого эффективней там, где может обитать нечисть: в подвалах, на чердаках, в кладовках, а после этого гадательное зеркало нельзя хранить в доме. Художник написал эту картину, когда гостил в семье Алексея Перовского, арзамасца, автора сказки «Черная курица, или Подземные жители». Прибыв из Италии как раз к Святкам, Брюллов вспоминает сюжет романтической баллады «Светлана» Василия Жуковского, в которой описываются десятки способов высматривания суженого, вплоть до дословного воспроизведения заговоров и народных подблюдных песен. Желанию иллюстрировать тот же сюжет поддался и другой художник XIX века Александр Новоскольцев («Светлана», 1889), но его героиня выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Отсюда куда более опасный способ ворожбы — не с одним, а с двумя зеркалами.

Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е

Художник-передвижник Константин Маковский изображал крестьян часто и с любовью. Нередко его взор обращался к хорошеньким девушкам, даже и таким, которым не найти суженого уже никогда, — героинями его картины 1879 года стали девушки, умершие до свадьбы и потому, согласно славянской мифологии, ставшие русалками. Хотя обычно предпочитал более жизнерадостные сюжеты — например, с полдюжины юных особ, окруживших святочного петуха. Принцип гадания на курах следующий: нужно довериться птице, которая сама решит, подойти ли ей к зерну, к миске с водой, к зеркалу или к другой курице. Это, согласно поверьям, определит богатого, пьющего, красивого или непостоянного суженого. Если аксессуаров недостает, можно просто посчитать, сколько петух съел зерен: если количество четное, год будет хорошим.

Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888

Сын хозяина иконописной мастерской, еще один передвижник Николай Пимоненко изображает двух крестьянок на Святки, напоминая зрителю, что гадать лучше всего не в одиночку. Это не так страшно, к тому же подруга может помочь с расшифровкой знаков, особенно когда речь идет о таком сложном гадании, как литье воска. Девушки зажигали свечку и капали воском в чашку с водой. Чтобы воск, как в случае с пушкинской Татьяной Лариной, не просто «чудно-вылитым узором что-то чудное гласил», гадательницы рассматривали тень от застывшей восковой кляксы, проецируя ее с помощью свечи на стену. Без практики и хорошего воображения профиль любимого разглядеть вряд ли удастся, но если в воске заметны круги или нечто в форме яйца, то, по славянским поверьям, стоит ждать замужества в наступившем году. Интересно, что в отличие от Пимоненко, изобразившего незамужних простоволосых девушек, другой художник XIX века Егор Солнцев («Гадание», 1844) в том же сюжете пишет девушек в шапочках-«сороках», украшенных жемчугом и лентами. Этот самый дорогой элемент народного костюма декорировался богаче всего и включал в себя до 20 элементов. В зажиточных крестьянских семьях молодым девушкам разрешалось надевать такой головной убор лишь по самым большим праздникам, например в преддверии Рождества.

Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842

Избежать неловких ситуаций с выбрасыванием из окна башмаков или окликанием прохожих (имя первого встречного и будет именем суженого) поможет еще один, наиболее привычный способ гадания — на картах. Тщательно выписанные детали на картине позволяют предположить, что девушки пользуются раскладом «13 карт», который показывает прошлое, настоящее и будущее. Девушка держит в руках пикового туза острием вверх, что может означать скорое веселое застолье или праздник. В картинах нашего современника, художника реалистической школы, этнографа Юрия Сергеева («Гадание на картах», 1990-е) юных героинь учат гадать их бабушки, по случаю тоже празднично разодетые.

В конце концов, способ гадания можно выбрать любой. Главное, чтобы сбылось.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+