18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Новый немецкий закон о защите культурных ценностей: итоги первого года

№59
Материал из газеты

Представители арт-рынка Германии жалуются, что закон привел к спаду покупательской активности

Год назад Германия приняла вызвавший бурную дискуссию закон о защите культурных ценностей (Kulturgutschutzgesetz). Направленный на ограничение нелегального импорта древностей, он также ужесточил контроль за экспортом произведений, которые могут быть признаны «национальным достоянием». Несмотря на протест со стороны представителей арт-рынка, бундесрат (федеральный совет, в который входят представители правительств 16 регионов Германии) принял закон подавляющим большинством голосов в июле 2016-го. 

Отчет по результатам первого года запланирован на 2018-й, однако сомнения в эффективности закона звучат уже сейчас. Многие утверждают, что произведения искусства продаются за границу в обход закона. Серьезной потерей для Германии стала продажа «Картины с белыми линиями» (1913) Василия Кандинского из собрания покойного кельнского коллекционера Вильгельма Хака. В 1974 году он приобрел полотно, хранившееся в Третьяковской галерее, у советского правительства (такой провенанс объясняет, почему на лондонских торгах Sotheby’s в июне 2017 года оно ушло за рекордные £33 млн). В немецких СМИ также высказывались предположения о том, что перед принятием закона представители династии Гогенцоллернов (бывших правителей Пруссии) вывозили произведения искусства в Лондон и другие места, чтобы успеть обойти вводимые ограничения на экспорт. Действительно, на состоявшихся в Лондоне 5 июля этого года торгах Sotheby’s ушли с молотка полотна, висевшие когда-то в их дворце Сан-Суси в Потсдаме, в том числе картина «Пруд Венеры в Тиргартене» Якоба Филиппа Хаккерта (1761). Впрочем, семья Гогенцоллернов постепенно распродает произведения искусства еще с 1920-х годов.

Страх, что коллекционеры бросятся вывозить из Германии свои собрания, все же преувеличен. Представители компаний, специализирующихся на транспортировке произведений искусства, подтверждают, что некоторые их клиенты  действительно интересовались услугами хранения в Женеве и Лондоне, но решили не прибегать к ним из-за высоких цен.
Ситуация с ввозом ценностей, напротив, изменилась очень серьезно. Председатель Sotheby’s Europe Филипп фон Вюрттемберг говорит, что закон «ограничивает приток произведений искусства, поскольку коллекционеры не знают, что произойдет в будущем с их работами, если те окажутся в Германии».  

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+