18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Шизореволюция» — энциклопедия феноменов неофициальной культуры Санкт-Петербурга 1980–1990-х

Художник и искусствовед Андрей Хлобыстин — не только участник, но и архивариус петербургского независимого искусства. Итогом его исследований и стала эта книга

Чистый красный недавно был объявлен «цветом сезона», и 500-страничный том с красной обложкой в хулиганский белый горох определенно должен стать модным. В нем собраны вместе написанные в разные годы и переработанные статьи Андрея Хлобыстина о петербургской культуре финальных десятилетий ХХ века. Перед нами книжка с картинками — по несколько иллюстраций буквально на каждом развороте. Говоря коротко, эта книга — «о движухе». Здесь есть все и всё: русские панки и русские teddy-boys (по-нашему «твистуны»), сквоты, дискотеки, клубы, дворцы и, конечно, художники во главе с Тимуром Новиковым, шагающим впереди всех. Андрей Хлобыстин был в центре описываемых событий — он и арт-критик, и куратор, и художник, актер и танцор: во второй половине 1980-х и в 1990-е в Ленинграде-Петербурге никого было не удивить смешением ролей и занятий под девизом «всёчества».

Дадим слово автору. «Шизореволюция, о которой так долго говорили французы, произошла в одной отдельно взятой стране: в России бессмысленные танцы ознаменовали крушение уровня текста. Благодаря фантастическим переменам и путешествиям мы ощутили, что нет центра и периферии, что всюду жизнь, и интересно не находиться в какой-то „столице“, состоянии, а перемещаться между ними, быть в путешествии, трансформации, трансе. Нужно признать, что совок задержал наше взросление, отчего с наступлением перемен многие ударились в запоздалое либертинство и всевозможные эксперименты с новыми поколениями веществ, часто стоившие жизни и рассудка. Несчастные истории страстной любви шли волнами, трудно было назвать хоть одну нормальную семью. До сих пор чувствуется инерция тех событий. Все взболталось и перемешалось, Новиков эксплуатировал принцип „перекомпозиции“, а диджеи начали сводить несовместимое, создавая клипы-химеры».

Петербургская культура тех лет до сих пор не оценена по заслугам, хотя в списке перечисленных в книге арт-деятелей почти у половины имен уже стоят две даты. Теперь, через 15 лет после смерти Тимура Новикова, выходит история эпохи, написанная с инсайдерских позиций, поэтому в выходных данных стоит «18+», причем наряду с грифом «Рекомендовано в качестве учебного пособия Советом Новой Академии Изящных Искусств».

Явный недостаток издания — микроскопический набор всего текста с иллюстрациями размером не больше спичечного коробка (в ином случае книгу пришлось бы издавать в нескольких томах). Но основная слабость и одновременно главная сила «Шизореволюции» в том, что книга демонстрирует незавершенную полемику вокруг имен и событий 1990-х годов: петербургская культура по-прежнему живет на проценты с того славного наследия, символический и фактический дележ которого не прекращается.

Хлобыстин А. Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Борей Арт, 2017. 504 с.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+