18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Книга воспоминаний Нины Кандинской увидела свет в издательстве «Искусство — XXI век»

№59
Материал из газеты

Впервые на русском языке опубликован рассказ о счастливой жизни гения со своей женой, ставшей для него не только музой, но и ангелом-хранителем

Одна из глав книги Нины Кандинской начинается словами: «Вдов художников любят, почитают, ненавидят, окружают любовью и ищут их расположения». Глава называется «В защиту жен художников». Нина Кандинская была образцовой женой и вдовой, хотя о ее поздней любви к бриллиантам и молодым людям написано немало злых слов. Однако ее книга — лучший автопортрет, поскольку автор здесь выдает себя целиком, сам того не подозревая. На каждой странице — восхищение гением мужа, его благородством, умом, добротой, порядочностью и даже красотой. Что уж совсем странно: красоткой была сама Нина, а поженились они, когда художнику было за 50. Восторженное отношение к мужу она сохранила и после его смерти, активно и последовательно пропагандируя его наследие.

Лучшие пассажи ее текста взяты в кавычки. Это прежде всего фрагменты из сочинений самого Кандинского, объясняющие суть абстрактного искусства, роль и мистическое значение в нем цвета. И если кому-то недосуг прочесть «О духовном в искусстве», можно ограничиться этой подборкой из рассуждений и утверждений основателя абстрактного искусства.

Второй вид закавыченных текстов — цитаты из воспоминаний учеников и друзей Кандинского, за одним исключением, восторженных. Они написаны гораздо тоньше и глубже, чем похвалы самой Нины, довольно наивные и однообразные. Исключение — злые воспоминания Альмы Малер-Верфель, лживо обвинявшей художника в антисемитизме. Ее Кандинская разоблачает. Упреки и наветы роковой красавицы Нина считает следствием отказа Кандинского поддаться ее чарам. И в этом ей стоит верить: ее, что называется, женский ум очевиден. Иногда она пишет, как помогала мужу в житейских ситуациях, скажем, обольщая или хитря с чиновниками эмиграционных служб. В таких обстоятельствах прагматичная Нина, наверное, и вправду превосходила его смекалкой. Книга как раз и интересна таким бытовым взглядом на события, в истории искусства описанные с большим пиететом. Если освещаются прогрессивные методы преподавания в Баухаусе, то Нина рассказывает о вечеринках и танцах, о личных дружбах и неприязнях амбициозных преподавателей. И если историческим свидетельствам в книге не всегда стоит доверять (например, Кандинская пишет, что нэп положил в Советской России конец всем формам абстрактного искусства), то житейским — вполне. Упоминание о том, как смеялись в том же Баухаусе над штопаными носками бедствовавшего тогда Кандинского, рисует, как непросто им порой жилось.

Хотя и про историю искусства есть верные уточнения. Скажем, о том, что «Синий всадник» — только название журнала, издававшегося Кандинским и Францем Марком, а не объединение художников, участвовавших в выставках с этим названием, как пишут критики. Им от Кандинской на страницах книги не раз достается за леность ума и небрежение к фактам. «Кандинский понимал тонкую разницу между критикой и упрямством. Ему были противны суждения, порожденные глупостью». 

Известна особенность характера Нины — не говорить о трагическом. Она не рассказывает ни о смерти их сына, ни о кончине самого художника. Ее жизнь с Кандинским описана как абсолютно счастливая, несмотря на все трудности. Она только удивляется, что не все и не всегда восхищались его гением. А некоторые замечания, чисто женские, только прибавляют легкой в чтении книге обаяния: «Как я могла убедиться, русские — самые верные мужья, французские мужья эгоцентричны, немецкие всегда демонстрируют свою маскулинность». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+