18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Галерея костюма» открылась в эрмитажной «Старой Деревне»

Доступное для зрителей хранение костюма в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа не имеет аналогов в мире и станет основой большого Музея моды

Эрмитаж первым в отечественной музейной практике стал организовывать внутри музейного депозитария приспособленные для показа открытые фондохранилища. Это случилось еще в 2003 году, после запуска Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Теперь здесь появилось два новых доступных для публики запасника. Это «Витрина и образ музея», где витрины демонстрируются как образцы декоративно-прикладного искусства конца XVIII — начала XX века, и Галерея костюма.

Открытое для зрителей хранение костюма не имеет аналогов в мире, хотя при его создании Эрмитаж опирался на подобный опыт лондонского Музея Виктории и Альберта и нью-йоркского Метрополитен-музея. По обе стороны неширокого прохода устроена музейная инсталляция; всего в панорамных витринах сейчас размещено 130 комплектов одежды, образующих насыщенную и логически связную историю костюма XVIII — первых десятилетий XX века. Она начинается справа, со священнических облачений, самые ранние из которых относятся к концу XVII столетия. Главное место занимают костюмы династии Романовых — от польского кафтана Петра I до формы кавалергардского полка Николая II. Акцентом стало роскошное платье из лилового бархата со шлейфом, принадлежавшее вдовствующей императрице Марии Федоровне. Помимо одежды русских царей, выставлены гардеробы знаменитых княжеских семейств Юсуповых и Бобринских. Напротив придворного костюма представлен крестьянский — эти нарядные платья датируются концом XIX века, но в начале века XXI выглядят абсолютно современно. В витринах они соседствуют с маскарадными платьями с бала 1913 года к 300-летию дома Романовых, мундирами дворцовых слуг, в том числе двумя платьями кормилиц в семьях последних русских императоров. Среди одежды выставлены и два дорожных сундука Louis Vuitton 1902 года.

Сейчас в витринах размещено не больше 3% эрмитажного собрания костюма, которое насчитывает 24 тыс. единиц хранения. По словам куратора экспозиции, завсектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Нины Тарасовой, только из одежды Петра I можно сделать отдельную выставку: в Эрмитаже хранится 280 предметов из гардероба царя. Экспозиция Галереи костюма будет меняться: платья становятся украшением всякой исторической выставки и постоянно востребованы, некоторым из показанных сейчас вещей еще предстоит реставрация.

Музейный свет, выставленный в витринах, не только делает предметы видимыми для зрителей — главное, что в открытом хранении ткани полностью защищены от ультрафиолетового излучения, а за стеклом поддерживается постоянная температура в 21 градус по Цельсию и влажность 46%. Эти показатели музейного климата разительно отличались от температуры на улице в день вернисажа, когда цепочка приглашенных журналистов и персон из мира моды тянулась вдоль строительного забора — сегодня он обозначает строящуюся третью очередь комплекса, где в стеклянном кубе по проекту Рема Колхаса расположится большой эрмитажный Музей моды.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+