18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Увидеть древность глазами реставратора

Реставрационный центр имени Грабаря открыл в Москве новое пространство — Иконотеку Адольфа Овчинникова

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени И.Э.Грабаря открыл в доме-мастерской скульптора Веры Мухиной свой новый отдел — Иконотеку А.Н.Овчинникова, где планируется вести активную образовательную деятельность.

Иконотека — собрание изображений, посвященных русской иконописи, —демонстрирует результаты многолетней работы старейшего сотрудника Центра Грабаря, художника-реставратора и исследователя древнерусской живописи Адольфа Николаевича Овчинникова. Начиная с 1960-х годов на протяжении четырех десятилетий он занимался изучением и копированием древнерусской монументальной живописи. Именно благодаря его точным копиям в 1960-е годы Министерство культуры СССР выделило финансирование на реставрацию церкви Успения в Мелётове под Псковом — ее восстановление и спасение фресок актуальны вновь. Овчинников полностью скопировал фресковые комплексы восьми храмов VIII–XV веков в Новгороде и Старой Ладоге, в Армении и Грузии. Всего же собрание его работ, переданное Центру Грабаря, насчитывает более 1,5 тыс. изображений.

Здание по адресу Пречистенский переулок, 5а было построено как дом-мастерская знаменитого скульптора по ее собственному проекту при участии не менее прославленного архитектора Ивана Жолтовского. Вера Мухина переехала сюда в 1947 году и работала в мастерской до конца жизни. Строительство частично финансировала сама скульптор, получившая за свою жизнь пять сталинских премий, и частично — советское государство. Поэтому после смерти Мухиной в 1953 году здание естественным образом оказалось в ведении государства, а жилую часть до сих пор занимают ее наследники. В 2013 году оно было передано Центру Грабаря.

Нынешняя экспозиция представляет наиболее яркие памятники — Георгиевский храм в Старой Ладоге и пещерные храмы Грузии, два из которых частично разрушены, так что выставленные копии — единственная возможность увидеть их первоначальный облик. Хрестоматийные образы XII века — «Чудо Георгия о змие», «Архангел Гавриил», купольная роспись «Вознесение Господне» из Старой Ладоги — соседствуют с древними брутальными ликами VII–VIII веков из Давидо-Гареджийской пустыни — пещерного монастыря в Сабереэби неподалеку от Тбилиси. Часть из них представлена в виде калек-прорисей, снятых непосредственно с фресок, что помогает понять профессиональную кухню реставратора и копииста. Часть — в виде копий-реконструкций, выполненных темперой в технике, наиболее приближенной к оригиналу, и позволяющих представить себе эти памятники в первоначальном виде. Небольшой второй этаж воспроизводит интерьер мастерской иконописца — тут показаны копии значимых икон, выполненные Овчинниковым (в том числе «Деисус» XIV века из псковской церкви Святой Варвары, «Вознесение» XIII века из Сванетии и «Ангел „Златые власы“» из Государственного Русского музея), и материалы мастера, в том числе натуральные минералы, которые художник перетирает для получения красок.

В официальной церемонии открытия 6 декабря приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский и директор Центра Грабаря Дмитрий Сергеев, а для широкой публики Иконотека А.Н.Овчинникова будет открыта после Нового года — здесь планируется проводить экскурсии по экспозиции, научные конференции, лекции по истории искусства, мастер-классы по реставрации и копированию фресок. По словам Адольфа Овчинникова, таким образом наконец-то исполнено желание самой Веры Мухиной, которая просила не превращать мастерскую в музей, а сделать ее пространством творчества для молодых художников.

Организация иконотеки — яркий пункт в чреде мероприятий к 100-летию ВХНРЦ, основанного по инициативе художника и искусствоведа Игоря Грабаря. В преддверии юбилея центр планирует ребрендинг и расширяет сферу деятельности, в частности здесь подготовлено несколько образовательных программ для реставраторов, и в следующем году центр намерен обратиться за получением лицензии на их проведение.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+