18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Молоток аукциониста перестал быть чисто мужским инструментом

№59
Материал из газеты

В последнее время за кафедрой в аукционных залах появляется все больше женщин

Впервые за десятилетнюю историю британской премии «Молодой аукционист года» ее обладательницей стала женщина, специализирующаяся на искусстве. В октябре это престижное звание, присуждаемое Национальной ассоциацией оценщиков и аукционистов (NAVA), получила Джорджина Хилтон, обошедшая девятерых коллег-мужчин. Сотрудница Christie’s с 2013 года, сейчас она работает в отделе живописи старых мастеров. Женщины побеждают в этом конкурсе уже третий год подряд, но обе победительницы предыдущих лет работают на торгах недвижимостью. Действительно ли ситуация выравнивается в гендерном отношении?

«Да», — считает Кэтрин Саутон, которая пришла в Sotheby’s в 1996 году, а пять лет назад открыла неподалеку от Лондона собственное аукционное дело Catherine Southon Auctioneers & Valuers. «Мне, молодой женщине, было непросто заниматься оценкой лотов, — вспоминает она начало своей карьеры. — Люди не воспринимали меня всерьез. Многие хотели говорить только с моим начальником, по умолчанию предполагая, что это мужчина». Саутон считает, что телевизионные передачи об аукционах способствовали повышению авторитета женщин в этом бизнесе; она выступала в качестве эксперта и ведущей в ряде телепередач ВВС, в том числе в Flog It! и Bargain Hunt. Однако из недавно опубликованного зарплатного рейтинга ВВС видно, что Фиона Брюс, которая ведет Antiques Roadshow, зарабатывает £350–399 тыс., а ведущий новостей Хув Эдвардс получает £550–£599 тыс.

Тем не менее Саутон видит движение по направлению к равноправию. «Раньше мужчин повышали с позиций носильщика до специалистов, а потом и до аукционистов, в то время как женщин бесконечно держали на уровне ассистентов. Сейчас на высокие должности назначают гораздо больше женщин», — говорит она и прибавляет, что все четыре сотрудника у нее в штате — женщины. 

И все же, когда торги ведут молодые аукционистки, дилеры нередко «пытаются действовать более нагло, и им это сходит с рук». «Нужно реагировать жестко, а это умение приходит с опытом», — замечает Саутон. Она признает, что «контролировать зал твердым и громким голосом» бывает непросто.

Вожделенное место на вершине художественного рынка — должность аукциониста вечерних торгов для большинства женщин по-прежнему остается недоступным. В 1990 году Мелани Клор провела на Sotheby’s свои первые и последние вечерние торги. Следующие крупные вечерние торги под руководством женщины состоялись только в июне 2016-го, также на Sotheby’s. Их провела соруководитель международного отдела импрессионизма и модернизма Хелена Ньюман. Она признает, что хозяева лотов колебались, даже несмотря на ее 20-летний опыт работы на аукционах. «Когда вы что-то продаете, вы не хотите, чтобы на вас ставили эксперименты. Вы хотите чего-то проверенного и надежного, — говорит она. — Но с тех пор люди поддерживают меня. Мужчина вы или женщина — все хотят знать, что они в надежных руках. По сути, они хотят волшебства. В конце концов, это театр». Как и многие другие аукционисты, Ньюман с ее классическим образованием скрипачки — прирожденный исполнитель. По ее словам, Sotheby’s давно хорошо проявляет себя в том, что касается назначения женщин на ответственные посты. В 1976 году первой аукционисткой здесь стала 24-летняя Либби Хоуи. 

Между тем первая аукционистка Christie’s Анке Адлер-Слоттке провела свои первые торги марок в Цюрихе еще в 1964-м и дебютировала в лондонской штаб-квартире аукционного дома в 1970-х.

Phillips также пестует начинающих аукционисток. Сейчас в числе трех его новичков за кафедрой (двое других — мужчины) Кили Дин, возглавляющая отдел латиноамериканского искусства. Она провела свои первые торги в Нью-Йорке в октябре этого года. Дин считает, что заместитель председателя Phillips в Америке Вивиан Файффер — «потрясающая наставница» и что такие женщины на руководящих постах, как Шейенн Вестфаль, Мити Хейден и Дина Амин, «внимательно следят за тем, чтобы более молодые сотрудницы чувствовали поддержку, приступая в компании к новой работе». Всего у Phillips на данный момент девять аукционистов: четыре женщины и пятеро мужчин — здоровая пропорция по всем меркам.

Представительницы Sothe­by’s и Christie’s говорят, что число ведущих аукционы женщин растет. В Sotheby’s они составляют 32% из общего числа аукционистов (75 человек). В Christie’s этот показатель равен 28% (из 51 человека). По словам Ньюман, переход женщин на вечерние торги — вопрос времени. «Женщины обладают очень полезными для аукциониста качествами: знаменитой женской интуицией и способностью тонко чувствовать рынок», — уверена она. 

Однако цифры доказывают, что до равенства еще далеко. «Всюду: от аукционистов и тех, кто делает ставки, до художников, на которых ставят, — господствуют мужчины. Женщины заслуживают равной оплаты труда и равных возможностей во всех сегментах арт-рынка», — считает лондонская собирательница искусства Валерия Наполеоне, коллекционирующая исключительно произведения, созданные женщи­нами.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+