18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Умер художник Владлен Гаврильчик

5 декабря ушел из жизни художник, поэт, легенда петербургской неофициальной культуры, точно назвавший себя «работником слова и кисти». Ему было 88 лет

Гаврильчик родился в 1929 году в семье военного, служившего на советско-афганской границе в узбекском городе Термез, и, хотя с детства увлекался рисованием, был готов к армейской карьере: Суворовское училище в Ташкенте, затем Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище, в звании лейтенанта он служил на Тихоокеанском флоте и был адъютантом адмирала. В 1955 году, уволившись в запас и вернувшись в Ленинград, Владлен Гаврильчик сосредоточивается на занятиях искусством и выбирает путь самодеятельного художника — он всегда высоко ценил творческую и социальную независимость. Начав с должности инженера в конструкторском бюро, в 1970-е годы он пробовал себя в самых разных профессиях: шкипер речной баржи, проводник почтового вагона, кочегар, машинист станции подмеса — все, что оставляло возможность заниматься искусством.

Большое влияние на Гаврильчика оказало знакомство с учениками Павла Филонова Михаилом Цыбасовым и Львом Кацнельсоном, впоследствии видным петербургским коллекционером. В конце 1960-х годов Гаврильчик начинает показывать свои работы на выставках, тогда же становятся известными его стихи. Он был признан и принят сразу в обоих неофициальных сферах — изобразительной и литературной: образный мир его поэзии и живописи составляет единое целое. Стихотворения выходили в альманахе «Аполлон-77», изданном Михаилом Шемякиным, и знаменитой поэтической антологии «У голубой лагуны» под редакцией Константина Кузьминского. Созданное Гаврильчиком является не стилизацией под наивное искусство, но его непосредственным продолжением в современных условиях, полностью отвечая понятию «городской фольклор». Его искусство постмодернистски вбирает в себя элементы метафизической живописи, «новой вещественности» и гиперреализма, оно может быть наполнено едкой соц-артистской иронией, оставаясь лиричным продолжением ленинградской пейзажной традиции. Помимо картин и рисунков, в последние годы жизни Гаврильчик делал ассамбляжи, получившие авторское наименование «шип-объект» и в равной мере продолжающие традицию морского моделирования и наследующие авангардной пластике. Произведения Гаврильчика представлены в большинстве главных музеев России и собраниях за рубежом. Его поэтическое наследие собрано в пять сборников, самые объемные из них названы «Изделия духа» (1995) и «Упражнения в ужасной словесности» (2004). В 2013 году он получил Премию Курехина в номинации «Почетный приз». Влияние фигуры Гаврильчика неоценимо для петербургского искусства. Прощание пройдет 10 декабря: отпевание в Спасо-Преображенском соборе в 12:00, похороны – на кладбище поселка Кирилловское.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+